В четверг 25 сентября Владимир Путин и главы ряда иностранных делегаций приняли участие в Глобальном атомном форуме. В их числе был и Премьер-министр Армении Николай Пашинян, с которым Президент России встретился в Кремле после выставки на ВДНХ.
Учитывая, демарши, которые регулярно устраивают власти Армении в отношении России, например, план по созданию «маршрута Трампа» (Зангезурский коридор), который обещает перекрыть сухопутную границу Евразийского экономического союза с Ираном, приём столь ненадёжного собеседника на Красной площади выглядит странно. Однако соседей не выбирают и Кремль руководствуется прагматическими соображениями реальной политики, а не романтическими представлениями о том, что партнёры должны быть приятными и удобными.
Открывая переговоры, Владимир Путин сказал:
«Уважаемый Николай Владимирович, дорогие друзья, добрый вечер!
Очень рады вас видеть. Спасибо, что приняли наше приглашение и приехали на международное мероприятие, посвящённое развитию атомной отрасли. Это и естественно, поскольку всё-таки в Армении функционирует – и давно – атомная электростанция, которая, как Вы сами на форуме сказали, обеспечивает 30 процентов электроэнергии в стране. (…) В целом отношения развиваются, развиваются поступательно, хорошо. Почти 11 миллиардов товарооборот – по-моему, это 34 процента от внешнеторгового оборота республики, 11,7 миллиарда долларов, по нашим статданным, торговый оборот Армении с Россией. Это рекордный показатель за 2024 год».
Приезд Пашиняна на Глобальный атомный форум объясним, ровно год назад на Втором Всеармянском форуме в Ереване премьер-министр заявил, что власти страны приняли стратегическое решение о строительстве новой атомной станции.
По его словам, выбор пал на модульную конструкцию, что вызвано заботой о безопасности и экологии – в случае аварии не потребуется массовая эвакуация населения. При этом он отметил, что несмотря на то, что технология пока не нашла широкого практического применения, но самый большой прогресс сейчас демонстрируют США, хотя работы ведутся также во Франции, России, Южной Корее и Китае.
Именно поэтому в ответном слове Пашиняна вновь прозвучала тема модульной АЭС
«Спасибо большое, уважаемый Владимир Владимирович, за приглашение принять участие в форуме «Мировая атомная неделя». Сегодня мы много нового узнали об атомных технологиях, и спасибо, что поделились. (…) Вы правильно заметили, что мы тесно сотрудничаем с Российской Федерацией и работаем над продлением срока эксплуатации Армянской атомной электростанции до 2036 года.
Мы сейчас работаем и ищем удобные для Армении проекты малых модульных атомных вариантов. И конечно же, в этом вопросе тоже у нас очень активный диалог с Российской Федерацией. Мы очень эффективно сотрудничаем с корпорацией «Росатом».
В общем, действительно, наши отношения планомерно развиваются. Вы отметили ещё и взаимный товарооборот. Правда, в этом году наметился некоторый спад, это связано с некоторыми глобальными процессами, но я думаю, что есть релевантность работать над этой темой, чтобы наша взаимная торговля продолжала расти в тех темпах, которые у нас наметились в 2023 и 2024 годах».
Выберет ли Армения проект Росатома не известно. Ведь при всех экономических и технологических доводах та же Прибалтика и Европа руководствуются скорее политическими установками (возможно, это только так кажется, забывая о планах военной кампании против РФ, намеченной на 2027-2029 года). Армения, вероятно, воевать с Россией не планирует, но очень стремится заручиться покровительством Европы и США, поэтому в прошлом году в атомном контексте прозвучали Америка и Франция, как явное приглашение к сотрудничеству и приоритет.
Вместе с тем в реальной жизни и в США, и во Франции ни одного проекта модульной АЭС не было реализовано, и судя по дефициту специалистов, которые эти страны испытывают последние десятилетия, такие атомные станции там не скоро появятся.
У России есть работающая плавучая атомная станция, которая с 2020 года снабжает электричеством город Певек в Чукотском автономном округе. Она имеет два модульных реактора КЛТ-40С по 35 мегаватт каждый.
Кроме того, в Якутии строится модульная станция мощностью 55 мегаватт (реактор РИТМ200Н), которая войдёт в строй в 2028 году. Есть договорённости о строительстве аналогичных станций в Монголии, началось строительство в Узбекистане и на очереди Казахстан.
В Китае в 2023 году ввели в эксплуатацию модульную станцию с двумя реакторами по 105 мегаватт каждый. Однако китайцы используют нетипичное топливо – шарики с карбидной и графитовой оболочкой, которое нигде в мире больше не производят. Учитывая нарастающее противостояние Вашингтона с Пекином, Ереван в какой-то момент вполне может оказаться под американскими санкциями из-за закупок ядерного топлива в Китае.
Раньше всех модульными АЭС занялась Южная Корея и первый такой реактор у неё появится не ранее 2031 года. К тому же их станция работает на низкообогащённом уране (4-5%), как на больших АЭС, поэтому реактор у них большой и тяжёлый. Российские ледокольные и модульные АЭС работают на высокообогащённом ядерном топливе (17-20%), поэтому они более компактные и лёгкие.
Пашинян приехал в Москву с очевидным намерением поторговаться, но не факт, что купить российский проект – просто получить небольшой рычаг для переговоров с американцами и французами, а, возможно, что-то выпросить у Москвы «по дружбе», однобокой дружбе.