Никому не двигаться, работает русская балалайка

Никому не двигаться, работает русская балалайка

Политика отмены русской культуры добралась до балалаек: шведский любительский оркестр Sodra bergens balalaikor вынужден отменить благотворительный концерт, организованный в пользу Украины, так как последняя приравняла игру на балалайке к «святотатству». Российским поклонникам инструмента опасаться не стоит – вырвать балалайку из сердца отечественной культуры не представляется возможным, а вот меломанам других стран, видимо, пора беспокоиться. Краткая сводка том, как русская балалайка захватывает мир – в этом дайджесте оркестров РУССКИХ народных инструментов со всего мира.

Как балалайка мир захватывала

Сиднейский оркестр балалаек (Sydney Balalaika Orchestra) родился из кружка музыкантов под началом Владимира Савицкого более 40 лет назад. На аутентичных инструментах коллектив исполняет русский фольклор и классический репертуар народных оркестров. Оркестр пользуется большой популярностью не только в Австралии. Гастроли с оглушительным успехом проходили в Армении, Белоруссии, Китае, Дании, Индии, Польше, Сербии.

С первого, а признаться и с последующих взглядов трудно отличить этот австралийский коллектив от множества оркестров русских инструментов в России. Костюмы, рассадка, репертуар практически не отличаются.
С первого, а признаться и с последующих взглядов трудно отличить этот австралийский коллектив от множества оркестров русских инструментов в России. Костюмы, рассадка, репертуар практически не отличаются.

Крупнейший в США оркестр русских народных инструментов вырос в обществе The Washington Balalaika Society Orchestra. Изначально изучать народные инструменты и музыку России и Восточной Европы объединились три энтузиаста, но постепенно общество росло и крепло. По признанию родоначальников оркестра первые балалайки были добыты ими незаконным путем – советская таможня добро на вывоз инструментов не давала. А потомок ковбоев из Теннеси, участник общества Ричард Хьюлан построил свою мечту – балалайку-контрабас – самостоятельно в гараже. Коллектив с успехом выступает на лучших площадках США: Карнеги-холл, Кеннеди-центр, концертных залах ведущих университетов страны.

«Ах, вы, сени» не чужды и загадочной американской душе. Может у нас на самом деле есть нераскрытые точки коммуникации?

Вашингтонский оркестр – далеко не единственный на территории США коллектив, поклоняющийся балалайке. В 1995 году в Лос-Анджелесе была создана некоммерческая организация для изучения и исполнения музыки для балалайки, домры, баяна и гуслей. Коллектив успешно популяризирует народную восточноевропейскую музыку на западе США, а во главе организации стоят выпускники Украинской национальной музыкальной академии, которой присвоено имя П.И. Чайковского (в современном политическом контексте предложение имеет просто взрывной характер!).

Источник новости – Södra Bergens Balalaikor («Южные горные балалайки») – родился в Стокгольме в 1969 года как кружок обучения игры на балалайке. Учебный процесс через некоторое время достиг точки, когда усвоенные знания хочется показать широкой публике. Так началась концертная деятельность коллектива. Первоначально оркестр включал 30 балалаек и одну гитару. Позднее музыканты «разжились» полным комплектом домр, балалаек всех видов, баянами и ударными инструментами. В репертуаре коллектива – русские народные песни и музыка бывших советских республик. Оркестр играет как в родной Швеции, так и гастролирует по Европе.

Долгожителем среди мировых балалаечных оркестров является Оркестр балалаек им. Евгения Павловского в Дании. После Революции 1917 года основатель оркестра Евгений Павловский уехал в Копенгаген, где в 1936 году основан оркестр балалаек. Поддержку новому коллективу оказывала Великая княгиня Ольга.

Я впечатлен тем, как балалаечному оркестру Павловского удалось сохранить истинную народность в музыке – то, что великие русские оркестры почти забыли.

Анатолий Пересада, русский музыковед, автор книги «Балалаечных дел мастер»

После кончины Павловского в 1985 году коллектив был на грани распада, но его руководство переняли датские музыканты Алекс и Энди Сундстрем. Их усилия и вклад в развитие русской музыки и исполнительства на народных инструментах привели к первому в Северной Европе Фестивалю балалайки, который состоялся в 2007 году в Копенгагене.

Парижский оркестр балалаек Сен-Жорж (Orchestre Balalaikas Saint-Georges) во Франции также вырос из круга эмигрантов. Его создатель – Павел Волошин – обучал детей выходцев из России игре на балалайке при Центре русской культуры и языка в Медоне, предместье Парижа. В результате образовался детский оркестр балалаек, который работал до закрытия центра в 1970-х годах. Спустя 20 лет, в 1993 году, один из воспитанников Петя Жаке-Прытков собрал бывших товарищей и восстановил оркестр. Во Франции он остается одним из центров, где можно обучиться игре на балалайке.

Оркестр Сен-Жорж – яркий пример монотембрового коллектива. В состав входят только балалайки: прима, альт, секунда, пикколо, бас и контрабас. Они различаются размерами и, соответственно, высотой звучания.
Оркестр Сен-Жорж – яркий пример монотембрового коллектива. В состав входят только балалайки: прима, альт, секунда, пикколо, бас и контрабас. Они различаются размерами и, соответственно, высотой звучания.

Представленный дайджест балалаечных оркестров и коллективов русских народных инструментов – далеко не полная сводка захвата нашим национальным символом масштабных территорий по всему миру. Как и попавший под санкции Чайковский, балалайка не признает государственных границ и не видит существенной разницы между музыкантами разных национальностей.

Олеся Фиалко, разведчик музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку