Ноты, на которые можно просто смотреть

Ноты, на которые можно просто смотреть

Партитуры и нотные сборники иногда оформлены не хуже выдающихся арт-объектов. Сегодня в музыкальной колонке активизируем органы зрения, воспринимаем музыкальный текст как визуальное повествование и получаем истинное эстетическое наслаждение.

Антифонарий Харткера, включающий годовой цикл церковных напевов григорианского хорала, создан на рубеже X-XI веков в Священной Римской империи. Вероятно, это список с более ранней рукописи. Сейчас документ хранится в библиотеке одного из швейцарских монастырей.
Антифонарий Харткера, включающий годовой цикл церковных напевов григорианского хорала, создан на рубеже X-XI веков в Священной Римской империи. Вероятно, это список с более ранней рукописи. Сейчас документ хранится в библиотеке одного из швейцарских монастырей.

Этот нотный сборник считается одной из наиболее старых нотных рукописей. Обозначения в нем выполнены в так называемой невменной традиции. Это пометки в виде признаков, которые делались над распеваемым текстом. Традиция широко использовалась в средневековой музыке до введения пятилинейной системы. В невмах зашифровано не только звуковысотное изменение, но и ритмическая структура напева.

Нотные сборники времен Средневековья – богато оформленные рукописи с рисунками и узорами, преимущественно христианского или растительного характера.

Песенник короля объединяет более 600 произведений труверов и трубадуров. Рукопись создана в середине XIII века в Морейском княжестве. Сейчас хранится в Национальной библиотеке Франции.
Песенник короля объединяет более 600 произведений труверов и трубадуров. Рукопись создана в середине XIII века в Морейском княжестве. Сейчас хранится в Национальной библиотеке Франции.

Творчество труверов и трубадуров – поэтов Средневековья – передавалось в устной форме. К моменту заката этой культуры в XIII веке наиболее известные произведения были записаны, причем многие из них – с применением современной пятилинейной нотации. Сборник украшен иллюстрациями и инициалами, которые обозначают начало каждого нового произведения.

Серия музыкальных пьес, выгравированная Джорджем Бикхэмом, выходила раз в недели между 1737 и 1739 годами в Англии. Это были произведения Генделя, Перселла, Корелли и других композиторов, предназначенные для домашнего музицирования. В начале каждой гравюры Бикхэм разместил виньетку в стиле рококо.
Серия музыкальных пьес, выгравированная Джорджем Бикхэмом, выходила раз в недели между 1737 и 1739 годами в Англии. Это были произведения Генделя, Перселла, Корелли и других композиторов, предназначенные для домашнего музицирования. В начале каждой гравюры Бикхэм разместил виньетку в стиле рококо.

Гравер и мастер каллиграфии Джордж Бикхэм активно работал в так называемом «круглом почерке», которые стал его фирменным стилем. Публикация богато оформленных нот имела большой успех. Вслед за Бикхэмом идею подхватили и другие граверы XVIII века.

Рисунки из нотных станов

Музыка для глаз – так можно назвать эксперименты композиторов с расположением нотных станов на листке бумаги. Активно это направление было развито в ХХ веке, но пионером смело следует назвать Буада Кордье (XIV век) – композитора позднего Средневековья. Его мотет «Belle, Bonne, Sage» оригинально записан в форме сердца.
Музыка для глаз – так можно назвать эксперименты композиторов с расположением нотных станов на листке бумаги. Активно это направление было развито в ХХ веке, но пионером смело следует назвать Буада Кордье (XIV век) – композитора позднего Средневековья. Его мотет «Belle, Bonne, Sage» оригинально записан в форме сердца.
Джордж Крамб-младший (1929 – 2022) – американский авангардист – создавал сложные авторские партитуры, в которых нотные станы закручены в спирали, пересекаются в форме креста или огибают лист в качестве арок. При этом композитор использует классическую пятилинейную нотацию и авторские указание как исполнять представленные фрагменты.
Джордж Крамб-младший (1929 – 2022) – американский авангардист – создавал сложные авторские партитуры, в которых нотные станы закручены в спирали, пересекаются в форме креста или огибают лист в качестве арок. При этом композитор использует классическую пятилинейную нотацию и авторские указание как исполнять представленные фрагменты.
Пьеса для магнитофонной ленты и подготовленного фортепиано «Пение птиц» Эдисона Денисова подобна концентрическим кольцам дерева. В записи звучит пение птиц, а исполнитель импровизирует в согласии с пометками на «годовых кольцах», двигаясь от внешнего к внутреннему. В принципе, композитор дает музыканту практически полную свободу. Соответственно и каждое новое исполнение музыки будет совершенно непохоже на предыдущее.
Пьеса для магнитофонной ленты и подготовленного фортепиано «Пение птиц» Эдисона Денисова подобна концентрическим кольцам дерева. В записи звучит пение птиц, а исполнитель импровизирует в согласии с пометками на «годовых кольцах», двигаясь от внешнего к внутреннему. В принципе, композитор дает музыканту практически полную свободу. Соответственно и каждое новое исполнение музыки будет совершенно непохоже на предыдущее.
В этом случае непосвященный с первого взгляда также не определит, что перед ним нотный текст. Американский композитор Эрл Браун (1926 – 2002) также дает исполнителю полную свободу действий. Его пьеса «Декабрь 1952» -- образец графической нотации, в которой вместо нот использованы линии и прямоугольники. Они только задают направление импровизации исполнителя, а как их читать – он волен решить сам. В похожих графических партитурах Иосифа Шиллингера, напротив, горизонтальные линии относятся к оси времени, а вертикальные дают исполнителю понимание высоты звука.
В этом случае непосвященный с первого взгляда также не определит, что перед ним нотный текст. Американский композитор Эрл Браун (1926 – 2002) также дает исполнителю полную свободу действий. Его пьеса «Декабрь 1952» — образец графической нотации, в которой вместо нот использованы линии и прямоугольники. Они только задают направление импровизации исполнителя, а как их читать – он волен решить сам. В похожих графических партитурах Иосифа Шиллингера, напротив, горизонтальные линии относятся к оси времени, а вертикальные дают исполнителю понимание высоты звука.

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку