Новая игла: Европа задумалась, откуда она будет брать литий

В ближайшее десятилетие на фоне роста производства электромобилей и не только их рынок лития кратно возрастёт. Мир сегодня делит рынок лития так же, как делил уголь и нефть. Пришёл черед и Евросоюза задуматься о том, как бы ему не «подсесть» на чужую литиевую иглу.

Сегодня появилась статья во французском издании Figaro, где отмечается, что спрос на «белое золото» вырастет в 40 раз в течение ближайших 20 лет. С доступностью материала и произведённых на его основе литиевых батарей тесно связан амбициозный план европейцев по отказу от двигателей внутреннего сгорания и переходу на электромобили. С 2035 года автопроизводители не смогут больше выпускать традиционные автотранспортные средства, но смогут ли они удовлетворить рынок, если столкнутся с дефицитом лития?

«Это серьезная проблема для Европы, которая по-прежнему полностью зависит от своих внешних поставщиков», — отмечается в публикации.

Европейцы уже знают, что для них важен российский газ, и не хотят мучиться от нехватки лития, которая, кстати, тоже может однажды находиться полностью в руках России или Китая.

Совместный проект «Норникеля» и «Росатома» (Атомредмедзолото) по освоению литиевого месторождения Колмозерское в Мурманской области и других российских и зарубежных месторождений (в том числе в Боливии) дальнейшей глубокой переработке литиевого сырья до 2030 года начнёт производить до 50 тысяч тонн лития в год.

Проекты производства линий-ионных батарей существовали у Росатома давно, но на первых порах были делом энтузиастов. И вот, с середины 2021 года проект приобрёл нужный масштаб. Теперь нечто подобное хочет сделать Европа, чтобы не остаться однажды без необходимого лития.

Спрос на литий в мире увеличился по меньшей мере в 30 раз в период с 2000 по 2015 год и, как ожидается, увеличится еще на 1000% к 2025 году по сравнению с 2015 годом. Получить литий не так просто, особенно из-за геополитических проблем и плохих отношений между Китаем и Западом.

Китай обладает крупнейшими месторождениями лития в мире и доминирует в литиевом ландшафте. В 2015 году страна разработала стратегический план по превращению в глобальную технологическую державу, и литию предстоит играть в этом важную роль. Но и внутреннее потребление Поднебесной растёт, поскольку КНР принимает жесткие меры в отношении компаний, чтобы сократить выбросы.

Да, литий добывается ещё в ряде других стран (прежде всего, в Австралии, Чили и Боливии), а такие страны как Мексика активно приглашают западных партнёров к разработке месторождений, но важным является такой фактор, как цена. Любая торгующая литием страна будет пользоваться ценовой конъюнктурой, сложившейся на мировых рынках.

Крупнейшие производители лития в мире выиграли от значительного повышения цен, поскольку цены на карбонат лития подскочили до $11’000 долларов за тонну (+58%), согласно статистическому обзору мировой энергетики BP. Объем производства также увеличился в 2021 году (+27% к 2020 году). Ожидается, что в 2022 году цены на карбонат лития значительно увеличатся: уже зафиксировано увеличение на 400%, в результате чего новая цена составит небывалые $54’000 долларов за тонну.

Европа предполагает, по какой цене она будет производить аккумуляторы для своих устройств, если не вложится в собственный независимый литиевый проект.  Участие, вероятно, будет заключаться в том, что европейские компании будут обеспечивать партнёров (прежде всего, на Востоке) оборудованием и технологиями добычи, а затем участвовать в переработке исходного сырья.

Неслучайно французы ставят вопрос о будущем лития в ЕС, поскольку эта страна стремится взять в свои руки поставки элемента. Именно здесь разрабатывается самый перспективный проект европейского литиевого будущего. Горнодобывающая компания Imerys запускает проект Emili на площадке в центре Франции и планирует производить 34’000 тонн гидроксида лития ежегодно, начиная с 2028 года. Стоимость проекта 1 млрд евро.

Поделиться с друзьями
Subscription