Разговор о Луи де Фюнесе я начну с философии. Арнольд Тойнби говорил о том, что будущее человечества связано с фаустовской цивилизацией. Этот термин появился впервые в работе Освальда Шпендлера «Закат Европы». Великий немецкий прорицатель утверждал, что из 7 цивилизаций западная — «фаустовская», самая недолговечная. Все предыдущие погибли, и вскоре настанет её черед.
В статье, посвященной теме цикличности в истории (повторяется ли история), Тойнби утверждает, что никакого повторения, тем более совпадения в циклах цивилизационного развития не существует. О «спасении» западной цивилизации ему вторят Маркс и Энгельс в работе «18 брюмера Луи Бонапарта», где справедливо утверждается, что в жизни цивилизации никакого детерминизма не существует. В развитии и закате цивилизации есть только один принцип: воля масс. Что это такое? На это отвечают и экономисты, и социологи, и философы.
Арнольд Тойнби даёт простой рецепт, что нужно сделать для того чтобы нынешняя цивилизация просуществовала максимально долго: человечество должно найти равновесие между принципами свободного предпринимательства и социализмом. Этот механизм для поиска и решения задачи в России не использовался, а жаль. Он должен быть не только духовным, но и экономическим. Сегодня решающую роль должны сыграть механизмы ООН, ВТО, Всемирного банка и все форумы антиглобалистов, включая конференцию в Рио-де-Жанейро.
В разговоре с моим хорошим знакомым — профессором Мадридского университета, у меня родилась ещё одна мысль: Механизм, способный сохранить движение к пропасти западной цивилизации — комики. Но речь идёт не о цирковых представлениях и простых шутах, а о новой форме пробуждения человеческого сознания, способной повлиять на рост положительных, а не агрессивных эмоций у масс.
Начиная с 1983 года с нами нет выдающегося комика — испанца по национальности Луи Жермена Давида де Фюнес де Галарса-и-Сото. Что сделал этот маленький человечек для кинематографа и культуры — трудно переоценить. Даже по прошествии почти полувека каждый его вспомнит и скажет: «Это комиссар Жув!».
На преждевременную смерть коллеги ярко отреагировал Жерар Депардье. Он сказал: «Комики всегда умирают от сердечного приступа, потому что заставлять людей смеяться для сердца очень утомительно». Иными словами, своему делу актёр отдавался целиком, понимая его как служение обществу.
Всё его творчество — драгоценная роза на высоко поднятых руках. Многие фирмы по производству роз, зная о страсти де Фюнеса к их выращиванию, называли новые сорта его именем. Они составили огромный корпус произведений, который на ближайшие 100 лет сделают нашу жизнь краше, светлее, радостнее и оптимистичнее.
Работая над статьёй об Олеге Басилашвили, я невольно задумался над тем, что если политики и транснациональные корпорации не готовы решать экзистенциальные проблемы мира, то пусть их решают комики. Здесь не надо биться головой об стену и придумывать новый механизм — он налицо.
Выдающийся комик — итальянец Тото — прямой потомок неаполитанских королей, герцог по крови, в одном из своих потрясающих фильмов «Закон есть закон», где он играет здесь потомка контрабандиста и напарника Фернанделя, говорит слова: «Человек только тогда человек, когда он знает, где родился. Если он родился на кухне — это один человек, если он родился в кладовой — это уже другой человек».
Судьба таможенного офицера, которого играет Фернандель, зависит от того, француз он или итальянец, поскольку граница проходит через одно здание. Хозяин таверны, где происходит действо, запамятовал, где точно покойная мать произвела своё сокровище на свет.
Культура — самое сильное оружие из возможных, сильнее ядерного и нейтронного, и уж точно сильнее гиперзвукового. Если деятели культуры произнесут лишь одно слово: «Надоело!», то процессы немедленно станут необратимыми.
Один из лучших фильмов Луи де Фюнеса — «Фантомас», где главного героя играет Жан Маре. Идея фильма в том, что какое бы обличие не принял злодей, он кончит одинаково: история втопчет его в грязь, и никто кроме членов семьи не вспомнит о нем. Иногда и домочадцы стараются забыть злодея как можно скорее.
Луи де Фюнес — потомок двух родовитых семей по отцовской и материнской линиям, женился на правнучке Ги де Мопассана. В XIX веке писатели определяли вектор человеческих дум. В XX веке его стал определять кинематограф, он действовал на массы не в меньшей мере, чем французский писатель на Чехова и Бунина.