Новая трактовка отличия социализма при социализме и капитализме

Прав народный артист Олег Басилашвили, говоря о том, что нужно жить при социализме, чтобы понять, что сегодня в России никакой не капитализм, и уж точно не социализм. В развитие его мысли Всемирный экономический форум (ВЭФ) вывел новую формулу отличия социализма от капитализма.

Сегодня как никогда в мировой экономике стоит страшный вопрос: нужно ли отдать самое дорогое ради насущного.

С библейских времён известны случаи, когда соблазн мог поражать недостижимые цели. Вспомним историю самой известной соблазнительницы — падчерицы Ирода Антипы. Притча о Саломее — это не притча о голове Иоанна Крестителя, но повесть о том, ради чего существует мировая экономика.

Выдающийся библейский рассказ, который в дни Рождества Христова мы должны вспоминать как одно из ключевых посланий выдающегося письменного наставления для человечества — Евангелия, вспоминается в преддверии главного научного события экономической жизни планеты — Всемирного экономического форума. Поддаваясь соблазнам, мы рассуждаем о чём угодно, но не о главном — не об инвестициях.

Главным критерием отличия социализма при социализме от социализма при капитализме, изобретённым большевиками и внушаемым населению, была частная собственность на средства производства. Но он, на самом деле, не существовал.

Как говорил забытый учёный Михаил Восленский (он предпочёл стать невозвращенцем в советские времена), частная собственность на средства производства при социализме была неприкрытой частной собственностью коллектива партийных и экономических бонз советского периода.

Из марксизма по-русски при социализме советского образца один только тезис реально существовал: групповые и коллективные интересы, которые прикрывались классовыми интересами, которые никогда в принципе не существовали. Это всегда были не классовые, а групповые или коллективные интересы.

Какими были интересы у группы членов Политбюро при Сталине — мы знаем, они ничего общего не имели с классом пролетариата, который оказался уничтоженным в том виде, как путиловские рабочие или работники крупных дореволюционных предприятий.

Главный тезис социализма при капитализме — вовсе не частная собственность на средства производства. Это вообще не о частной собственности. Это всегда разговор о том, кто, куда и зачем вкладывает. То есть, об инвестициях: кто инвестирует, куда, и что он хочет в результате получить от инвестиций.

«Заслуга» современных, нео-советских экономистов в том, что они предположили, что экономика может существовать без инвестиций. Никакая экономика, даже автаркического типа, не может существовать без них. Советская экономика — та, которая была вплоть до Горбачева — и та не существовала без прямых иностранных инвестиций (ПИИ)!

Нет ни одной экономики со времён Сарданапала и Навуходоносора, которая существовала бы без толики инвестиций. Таковы законы экономики, а тем более мировой экономики. Современной России, для того чтобы она задышала полной грудью и встала с колен, надо не менее 60%, а лучше три четверти инвестиций от всего объёма инвестиций ПИИ по факту.

Экономика будет развиваться пропорционально тому, насколько ПИИ и портфельные инвестиции покрывают потребности экономики. Они должны быть хотя бы на 20% больше половины потребностей. Если этих 20% нет, и тем более делается меньше половины необходимых инвестиций в экономику, то начинают раздаваться голоса: «А не вернуться ли нам к советской модели экономики?». То есть, предлагается погрузить страну и экономику в то состояние, которое мы прекрасно помним: полупещерное существование.

Больше половины страны в эпоху СССР жило в землянках, недоедало. Здравоохранение отсутствовало (сейчас оно покрывает надобности не более чем на 10%), не работали СМИ. Единственное, что худо-бедно работало — это почта и железнодорожный транспорт. Остальные сферы жизнедеятельности страны существовали только на бумаге.

Когда я слышу о том, что давайте вернёмся в СССР, хочется сказать, что лучше не возвращаться, а зажить так достойно, как живет Южноафриканский союз, который как и РФ, входит в БРИКС.

Согласно документам ВЭФ накануне форума, ЮАР уже в 2025 году выйдет на такие экономические рубежи развития, которые России не снились. Она станет лидером нового отряда индустриальных стран, главного драйвера мировой экономики.

Это только при условии свободного поступления в экономику необходимого объёма инвестиций. Собственные инвестиции (то есть, вывоз капитала) к инвестициям в собственную экономику никакого отношения не имеют.

Мне стыдно за экономистов, которые, пользуясь неграмотностью населения, говорят об экспорте капитала за рубеж, что это есть показатель финансовой мощи экономики. Такие рассуждения говорят только об одном: правительство дало указание олигополии в условиях, когда у государства такой возможности нет, направлять в стратегически необходимые сферы МЭО деньги, которые нужны. Вот и всё. А вот те инвестиции, которые нужны экономике и которые увидит и почувствует население — ПИИ, в них-то и есть недостаток.

Мировая экономика — это наука, хотя и элементы искусства здесь присутствуют. Как сделать так, чтобы пройти между Сциллой и Харибдой, соблюсти хорошую мину при плохой игре — в этом искусство внешнеэкономического сектора правительства России. Я уверен, что делегация РФ на форуме должна быть многочисленной, качественной и состоять из тех экономистов, которые понимают значение ПИИ на этом этапе развития мировой экономики. Новая трактовка отличия социализма при социализме и капитализме — это не то, что даст возможность России процветать.

Поделиться с друзьями
Subscription