Новый театр запустил новый формат поэтических вечеров

Мария Ватутина

За последние десятилетия в России отвыкли от восприятия современных поэтов, поэтому большинство из нас думает, что стоящих среди них попросту нет. Проект Поэзия.doc, где современные поэты представляются обществу в поэтическо-театральных представлениях, ставит цель познакомить их с театральной аудиторией, и переломить существующий тренд.

Да, в XIX веке Пушкин, Рылеев, Тютчев и Лермонтов были в России больше, чем поэтами — они вдыхали в культуру дух, направляли мысль людей. Ещё в первой половине XX века поэты Серебряного века продолжали руководить чувствами и поступками своей аудитории; в советскую же эпоху творчество поэтов оставалось модным, но за редким исключением они уже не определяли культурный тренд.

В условиях цензуры поэт был слишком ограничен в выражении своих чувств, и ориентировался скорее на власть, чем на своего читателя, не смея говорить нелицеприятные вещи о жизни в СССР. Он остерегался говорить и о личных переживаниях, боясь быть неправильно понятым и возбудить в ком-то «наверху» гнев.

Дарья Дуженкова
Дарья Дуженкова

Наверное, с этой эпохи поэт как пророк потерял свою власть над людьми. Но сегодня худрук Нового театра пытается вывести на сцену поэтов, которые претендуют на то, чтобы возбуждать умы широкой аудитории, нести ей антилиберальный настрой. Эдуард Бояков также уверен, что способен впервые в истории вывести поэзию за пределы интеллектуально-элитарных кругов.

Не будем лукавить — великие поэты прошлого воздействовали исключительно на высоко образованный «народ», но отнюдь не на массовую, тем более рабоче-крестьянскую аудиторию. У последней попросту не было времени на такие приятности, как ямб и хорей.

Как бы то ни было, смелый эксперимент Нового театра начался. Первой ласточкой стал поэтический спектакль «Мария Ватутина. Письмо поверх письма», где поэтическая речь поэтессы Марии Ватутиной была дополнена актёрами Дарьей Дуженковой и Валентином Клементьевым, в художественной форме рассказывающими зрителям биографический контекст её стиха.

Сама поэтесса пребывала в импровизированном поэтическом кабинете, откуда за флёром таинственности рождались и неслись в зал её стихи. Публика, пришедшая на известного автора, была в восторге от красочного и уважительного представления её творчества. Остальные зрители смогли визуально познакомиться с Марией Ватутиной, из первых уст услышать её произведения и узнать о её взглядах на жизнь и политической позиции.

Валентин Клементьев
Валентин Клементьев

Проект Поэзия.doc — нечто на стыке поэтического вечера и театрального спектакля, где поэту устраивается бенефис. Если поэт известен и близок аудитории — безусловно, публика воспримет этот формат, который выглядит как дань восхищения и уважения поэтическому гению.

В русской истории соединение театра и поэзии не ново. Вспомним Серебряный век с его художественными объединениями. Вертинский, в частности, умел соединить поэзию не только с театрализованным представлением, но и музыкой, при этом ключевым моментом в этом был стих, а не сам поэт.

Мне представляется, что новый формат Нового театра также может быть вполне интересен для современных российских поэтов, как вариант доступа к живой культурной аудитории. Но, наверное, было бы неплохо дополнить его интерактивным концом — дать возможность обсуждать автору стихи с аудиторией и отвечать на её вопросы.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку