Нужна ли мировая экономика простому гражданину?

отключение России от SWIFT

В российской и зарубежной печати обсуждается вопрос о том, быть или не быть России как актору, демиургу, действующему лицу в мировой экономике? Дискуссия вызвана решением Европарламента отключить Россию от системы SWIFT.

Механизм SWIFT — механизм мировой валютно-финансовой системы, который был установлен по итогам Бреттон-Вудского соглашения и закреплен на всех последующих международных конференциях, вплоть до последней на Ямайке.

Центр принятия технических решений находится в Европе, в Люксембурге, а валютные расчёты контролируются американской администрацией. Суть системы SWIFT состоит в том, что в основе международных валютных расчётов лежит американская национальная валюта — доллар.

Современные технологии позволяют иметь странам свои собственные системы наподобие SWIFT. Я вполне допускаю, что и у России есть альтернативный план и механизм. Невидаль какая!

Но проблема не в том, можно или нельзя создать свою систему (для этого достаточно иметь гаджет, который позволяет создать нечто подобное, пример тому — различные системы криптовалют, таких как биткоин), а в том, что SWIFT существует уже многие десятилетия, и является одной из осевых систем международных экономических отношений, наряду с другими механизмами, такими как ВТО, Всемирный банк, система международных экономических договоров и 16 основных рынков: от валютного до рынка нефти, включая рынок высоких технологий, продуктов питания и прочие.

Ситуация, в которую попала Россия, непростая. Она вызвана чисто политическими причинами, в содержание которых я не хочу сейчас входить, они очевидны.

Тем временем простому человеку хочется жить спокойно: сытно есть, вдоволь пить, иметь простую удобную одежду, элементарную медицину, возможность охранять здоровье родителей и воспитывать детей. Всё это государство, подписав с гражданином главный социальный договор, обязано ему обеспечить всеми доступными средствами, ибо цель государства по главному социальному контракту — обеспечение жизнедеятельности и здоровья своих граждан. Но в ряде случаев попавшие невесть откуда во власть кланы и группировки занимаются чем угодно, но не выполнением положений Конституции.

Как получается, что граждане на протяжении 30 лет находятся в «подвешенном» состоянии, переходя из огня да в полымя? То нет одного, то нет другого: денег, чтобы платить пенсионерам, например, или для закупки медиками необходимой аппаратуры. Постоянно имеется угроза конфликтов на границах державы, из-за чего прыгают цены, а продуктовая линейка сокращается. И кругом одни враги, мерзавцы, негодяи и сатанисты.

В этом и суть мировой экономики, что невозможность вписаться в установленные правила на мировой экономической арене проистекают не из каких-то неведомых просторов, контролируемых зловредными силами, а из неумения выстроить цивилизованные экономические отношения, которые отражаются на положении граждан. Но за эти отношения в ответе не тётя Мотя и баба Клава, а вполне конкретные люди, которые допускают огрехи, такие как резолюцию Европарламента о запрещении участия России в системе SWIFT.

Надо делать так, чтобы не было таких резолюций. На то и есть внешняя политика, дипломатия и цивилизованное поведение во внутренней политике и на международной арене, которое не будет каждый раз приводить то к одному коллапсу, то к другому. Это непосредственно отражается на положении граждан.

А граждане — это святое. Это и есть то, ради чего существует государство. Оно ведь создано не для того чтобы граждане облизывали кучку пусть не бездельников, но людей, не способных вести дела таким образом, который не обеспечивает основополагающих требований, зафиксированных в Основном Законе — Конституции.

Блез Паскаль в середине XVII веке в своём фундаментальном труде «Мысли» писал в разделе «Христианская мораль», что основная ценность бытия (а тем более бытия государства) — это человеческая душа, её земное состояние. Обеспечивать земной путь человека — это то единственное, ради чего имеет смысл содержать государство, поскольку оно всегда неудобно для гражданина. Но если ко всему прочему оно не способно выполнять свои элементарные функции, то такое государство не имеет права на существование, как утверждает французский философ. С ним тяжело не согласиться.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку