Зимой 1930 года на экраны в Праге вышел фильм «Марокко» — один из трёх шедевров кинематографа (наряду с «Голубым ангелом» и «Шанхайским экспрессом»), режиссером которого был Джозеф фон Штернберг. Он был любимым режиссером Марлен Дитрих, у которого она снялась в трёх главных своих картинах, включая «Марокко» (героиня — Эми Джоли):
Для меня самое яркое десятилетие в мировом кинематографе пришлось на 1930 годы, причём наиболее яркую часть десятилетия составляют две эмблематические фигуры, которых никто никогда не затмил. Они всегда стоят особняком и смотрят на всех последующих суперзвезд кинематографа сверху вниз.
Вы уже догадались: это Марлен Дитрих и её вечная соперница, также удивительная сверхзвезда Ингрид Бергман, стяжавшая вечную славу фильмом «Касабланка» 1942 года, где в паре с Богардом составила самую прекрасную кинематографическую пару, полную лиризма, сентиментальности и романтического флёра.
За счёт чего кинематограф 1930х годов стал таким значительным? С одним очень известным кинокритиком я на днях скрестил шпаги. Оппонент утверждал, что американский кинематограф в своем становлении якобы обошелся своими силами. Это не так большая часть шедевров этого периода создана выходцами из Германии.
Эти люди приехали в Америку по разным причинам: кто по творческим, кто по политическим, а кто и по религиозным. К последним относится наиболее яркая фигура плеяды — режиссер Штернберг. За большие деньги он приобрел для блезира приставку фон. Но при этом потрясающий по глубине режиссер психологического плана удивительным образом разглядел очарование, глубину и удивительную женственность своей соплеменницы Марлен Дитрих, которой, несмотря на её верность в браке мужу (они прожили более 45 лет) приписывали романтическую связь с автором её наиболее нашумевших экранизаций.
Выражение фон Штернберга относительно телефонной будки и разъяренной кобры в ней приписывают известному голливудскому режиссеру в связи с тем, что жена кинематографиста постоянно подавала иски в суд на Марлен Дитрих с обвинением последней в клевете и в нанесении морального и материального ущерба её семье. Режиссер был вынужден в одном из самых пространных интервью о Марлен Дитрих высказаться в категорическом ключе, что он никогда, ни под каким видом даже близко не сойдётся со своей любимой суперзвездой в кинематографе в браке, а тем более не станет с ней проживать в одной квартире. Отсюда родилась его крылатая фраза о телефонной будке и разъяренной кобре.
Мы насчитали не менее 30 имен выходцев из Германии в Голливуде, включая Фрица Ланга, Рихарда Освальда, Дугласа Сирка, Билли Уайлдера, Роберта Сиодмака, но число кинематографистов из Германии в те годы в Голливуде превышало тысячу человек. Вышел ряд монографий, посвященных этому вопросу. Исследователи этой темы приходят ко мнению, что постепенно выходцы из Германии перетаскивали друг друга за океан для создания собственной концепции кинематографа с более раскованными актёрами и свободными сюжетами, чуждыми пуританской тогда Америке.
Достаточно привести пример с Дитрих, которая вопреки контракту щеголяла в черном смокинге и цилиндре. на белую рубашку, одевая черную бабочку и нося при себе трость. Замечу, что свою женственность и природное обаяние актриса не теряла, а лишь подчеркивала на экране.
Фильм «Марокко», где Марлен Дитрих играет девушку свободного нрава, показывает, как исполняя серьезные роли, актриса умела придавать шарм женщины свободного поведения.
В фильме «Обесчещенная или Агент X—27» — начале европейского шпионского триллера, она играет очаровательную шпионку. С этого момента в кинематографе появляется шпионка-соблазнительница. Не шпионка-преступница, которую сыграла Грета Гарбо…
Кинематограф 1930х годов — эмблематичный, значительный, он является становым хребтом всего дальнейшего развития кинематографа. Зачем режиссерам понадобилось женская фигура и женщина-вамп?
В тот период единственной массовый культовый жанр искусства — кинематограф. Женщины в кинематограф ходят всегда, но как сделать так, чтобы пришли мужчины, ведь только они дают основной доход?
На экране должна появиться женщина, которая будоражит сознание любого мужчины: от водителя автобуса до лондонского денди. Такими двумя фигурами стали порожденные Голливудом, только что вставшим на ноги, найденные фирмой Парамаунт две звезды: Марлен Дитрих и Грета Гарбо.
Весь кинематографический мир отмечает 6 декабря день начала нового типа кинематографа — кинематографа с женским лицом. У него даже два женских лица, одно из которых — Марлен Дитрих, ставшая актрисой, певицей, декламатором и крупным общественным деятелем, смело бросившим вызов германскому нацизму.