Олегу Басилашвили — 90 лет!

Олег Басилашвили

В России есть два грузина, которые являются русскими до мозга и костей: это Сталин и Басилашвили. Мне особенно приятно писать об этом актёре, потому что он, помимо того, что яркая личность на театральной сцене — визитная карточка эпохи.

Человек, который отдал себя без остатка служению обществу — это Олег Басилашвили. Я не знаю, что о нём думают в духовной канцелярии, но что думает о нём народ, я знаю. Воланд в его исполнении больше похож на прокурора-исполнителя в отношении власти, чем на дьявольщину.

Тальберг в исполнении Олега Басилашвили — это квинтэссенция офицерства, той его части, которая металась между красными и белыми, о которой так чётко и беспощадно написал великий русский писатель Булгаков в целом ряде своих произведений, таких как «Белая гвардия», «Бег» и далее по списку.

Дело не в том, что Басилашвили блестяще исполнял роли, которые ему предлагалось играть (их тоже около 90), а в том, как он их играл. Это отражает его сущность интеллигента, москвича, затем петербуржца, ученика и единомышленника Товстоногова. Он — олицетворение самых высоких идеалов русской интеллигенции эпохи непрекращающейся мясорубки.

Я хочу возвысить свой голос в адрес Басилашвили как человека, который с высокой трибуны Верховного Совета (он неоднократно был депутатом всех уровней) сказал, что только культура спасет мир. Она только и спасает его, ведь кроме неё его никто и не спасет.

Я на секунду задумался, и сказал себе: «Ведь Олег Басилашвили до сих пор вместе с Алисой Френдлих выходит на сцену БДТ. И не для того, чтобы сыграть пожилых людей в созданной для них грустной пьесе. А для того, чтобы поднять флаг и сказать всем, что нужно жить, не изменяя своим главным фундаментальным ценностям: семья, родина, работа».

Басилашвили мне близок по целому ряду параметров. Во-первых, он зависает над мелочными вопросами типа социализм, национализм, коммунизм и капитализм. Он совершенно справедливо думает, что всё это ни к чему — главное, кто человек по своей сути. Неважно, какой пост, положение и место в иерархии он занимает. Если человек — сволочь, его ничего не спасёт. Ни должность, ни деньги, ни регалии, ни даже погоны.

Человек, особенно в молодости, может совершить ошибку, подскользнуться, упасть. Но если он не поднялся и даже не делает для этого усилий, не пытается возвысить свой голос в защиту справедливости, морали и человеколюбия, его жизнь пройдёт как у тех, которые горят в аду.

Его Воланд — это не просто Воланд, который изрекает цитаты из нетленного произведения Булгакова, а сущность, которая чётко расставляет точки над «i», и не приведи Господь забыть его главную цитату: «Самый главный порок в жизни — это трусость!». Человеку можно простить всё, даже жадность, но вот трусость, тем более повлекшую за собой большое количество жертв из числа близких людей, этот порок Господь не простит никому. Согласно «Божественной комедии» Данте, его беседе с Вергилием, они разместятся на самом нижнем этаже Преисподней, где жар особенно силён.

Большое количество интервью, данных Олегом Басилашвили, врезается в память. Каждое слово, каждая интонация, каждый звук. Они дают понимание того, из какого теста создан этот человек, и для чего он нам — простым смертным, принесён в дар, нашему поколению.

Я вспоминаю интересный вопрос актёру: почему он не ушёл из своего театра БДТ, хотя ему много раз это предлагали и заманивали калачом. Басилашвили отвечал: «Я терпеть не могу предательства, но ещё больше ненавижу предателей». Предать можно один раз, но от этого не отмоешься никогда, что бы ты после этого ни делал, какие роли бы ты ни сыграл, какие звёзды с неба ни хватал. Скажут одно: тот самый предатель!

Такое созвездие актёров, которое было в то время, когда Басилашвили гремел на подмостках БДТ, не было и не будет ни в одном театре мира. Я специально ездил смотреть пьесы с его участием в театральное учреждение, где каждый спектакль — это бриллиант.

Позволю себе одно только воспоминание — «Холстомер». В этом спектакле были заняты лучшие силы товстоноговской труппы. Но так, как князя сыграл Басилашвили… слёзы невольно катились по лицу. Я посмотрел вокруг себя — в зале плакали все, от генералов до уборщиц. Игра актёров в этом театре — это не просто игра, это божественное воплощение в то состояние, которое здесь и сейчас необходимо для зрителей. Актёры играли для них, а не для Товстоногова.

Золотые и бриллиантовые россыпи ролей Басилашвили в кино: «Служебный роман», «Осенний марафон», «Вокзал для двоих», фильмы по мотивам рассказов Чехова, его бесподобные телеспектакли — украшение телевидения. Этот человек сам по себе и есть культура нашей страны в развёрнутом виде.

Я с ужасом думаю о том, что Олег Басилашвили завершает свою театральную и общественно полезную деятельность. Он всё реже даёт интервью, становится всё более малословным и жадным на слова. Нам их сильно не хватает — ведь каждое его слово не сравнимо ни с чьим другим словом на сегодняшний день. Его скромность не позволяет актёру давать большие прогнозы на будущее, но то, что он говорит о настоящем, бесконечно верно и справедливо. Честь ему и хвала, низкий поклон от его зрителей и его паствы.

Долгие лета, дорогой Олег Басилашвили! Большого Вам творческого пути, много сил и крепости духа.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку