Они вложили свои деньги в великих музыкантов. Меценаты XIX века

Они вложили свои деньги в великих музыкантов. Меценаты XIX века

Творчество – затратный процесс, требующий великого сосредоточения сил и времени. Музыкальная история знает множество примеров, когда композиторы не могли полностью отдаваться сочинительству из-за необходимости зарабатывать на жизнь. И если композиторы эпохи барокко и классицизма часто вполне успешно сочетали музыкальную службу при дворе с сочинением музыки, то с момента прихода романтизма разрыв между творчеством и работой стал увеличиваться. Этот материал о трех российских меценатах, поддерживающих выдающихся отечественных исполнителей и композиторов.

Митрофан Петрович Беляев (1836 – 1904)

Лесопромышленник Митрофан Беляев в детстве получил прекрасное домашнее образование, в том числе и музыкальное. Он играл на альте и фортепиано, любил камерную музыку и сам регулярно принимал участие в камерном музицировании. «Беляевские пятницы» — еженедельные собрания дома у Митрофана Петровича были одним из культурных центров Петербурга. Их посещали члены «Могучей кучки», Чайковский, Глазунов, Лядов и многие другие видные музыкальные деятели.

И.Е. Репин. Портрет М.П. Беляева (1886)
И.Е. Репин. Портрет М.П. Беляева (1886)

С 1884 года Беляев спонсировал «Русские симфонические концерты», цикл которых продолжался и после смерти мецената и финансировался из средств сформированного им фонда. На этих вечерах звучала симфоническая музыка петербургских и московских композиторов, а сами концерты проходили до 6 раз в сезон.

В 1885 году в Лейпциге Беляев открыл собственное нотное издательство, которое стало одним из крупнейших центров печати произведений русских композиторов. В 1902 году Беляев передал в дар Императорской публичной библиотеки около 600 томов изданных партитур оперных, симфонических произведений и нот камерных произведений.

При поддержке Беляева работал Александр Скрябин. Беляев заметил молодого пианиста и композитора на заре его творческой карьеры и активно помогал таланту Скрябина, предоставляя ему контракты на издание произведений, устраивая гастроли и обеспечивая надежный тыл вплоть до кончины Скрябина в 1904 году.

Мемориальный музей А.Н. Скрябина представляет онлайн-выставку «Великий меценат», 16 экспонатов которой раскрывают степень поддержки Митрофана Беляева.

Савва Иванович Мамонтов (1841 – 1918)

Крупный промышленник-железнодорожник, потомок купеческого рода Савва Мамонтов с ранних лет увлекался искусством. В сфере его интересов было пение, живопись и скульптура. В имении Абрамцево он организовал кружок, в котором создал все условия для работы выдающихся художников своего времени. Здесь писали свои полотна Серов, Васнецов, Коровин, Врубель.

М.А. Врубель. Портрет Саввы Мамонтова (1897) Фото: Государственная Третьяковская галерея
М.А. Врубель. Портрет Саввы Мамонтова (1897) Фото: Государственная Третьяковская галерея

В 1885 году при финансовой и художественной поддержке Саввы Мамонтова в Москве открылась Московская частная русская опера. В этом театре взошла звезда великого русского баса Федора Шаляпина. Мамонтов покровительствовал молодому таланту и давал ему все, что требовалось для раскрытия творческого потенциала исполнителя.

У Мамонтова я получил тот репертуар, который дал мне возможность разработать все основные черты моей артистической натуры, моего темперамента.

Федор Шаляпин о годах работы в Московской частной русской опере

В этом театре началась и дирижёрская карьера Сергея Рахманинова. В 1897 году он работал тут в качестве второго дирижёра. Рахманинов вспоминал Мамонтова как первоклассного режиссера, который уделял много внимания солистам и сценографии. При этом меценат практически игнорировал нужды оркестра и нередко отказывал дирижёрам в назначении дополнительных репетиций.

Здание частного оперного театра Мамонтова располагается в Москве на улице Большая Дмитровка, д. 6 в здании, возведенном по проекту архитектора К. Терского. С 1961 года в этом здании работает Московский театр оперетты. Подробнее узнать о судьбе Саввы Мамонтова и прослушать истории связанных с ним московских зданий можно на странице проекта «Узнай Москву».

Надежда Филаретовна фон Мекк (1831 – 1894)

Русская меценатка, супруга крупного железнодорожного промышленника Карла Федоровича фон Мекк после кончины мужа активно помогала молодым музыкантам. Увлеченная фигурой баварского короля Людвига II, который поддерживал Рихарда Вагнера, фон Мекк также решила направить свои финансы в благородное дело.

Н.Ф. фон Мекк. Фотография 1870-х годов.
Н.Ф. фон Мекк. Фотография 1870-х годов.

Среди музыкантов, финансовую помощь которым оказала Надежда Филаретовна, числятся Николай Рубинштейн, молодой Клод Дебюсси, который некоторое время был музыкальным наставником ее дочерей, Генрих Венявский, Владислав и Генрих Пахульские.

Но наиболее известна ее поддержка Петру Ильичу Чайковскому. Ежегодно с 1877 году фон Мекк перечисляла композитору огромную сумму – 6 тысяч рублей (даже при примерном переводе на современные суммы мы получаем более чем 8 миллионов рублей в год). Благодаря этому Чайковский смог оставить работу в Московской консерватории и полностью посвятить себя творчеству. Фон Мекк и Чайковский общались только по переписке и лишь дважды встретились в жизни. Обе встречи были сиюминутные и заставили обоих испытать огромное смущение.

При этом переписка композитора и меценатки показывают глубокую духовную связь между ними. Во многом Надежде Филаретовне мы обязаны той глубиной и новаторством, каким изобилует позднее творчество Чайковского. Несмотря на критику окружения, она поддерживала композитора в своих письмах и ни на миг не давала ему сомневаться в правильности выбранного пути.

Погрузиться в мир этой переписки можно на онлайн-проекте, посвященном жизни и творчеству Чайковского.

Двое из трех героев этого материала со временем разорились (Мамонтов) или испытывали серьезные финансовые сложности (фон Мекк). Но их вложения в музыкальное искусство окупились сторицей, пусть и не в финансовом смысле. Но искусство, в отличие от денег и курсов валют, как известно – вечно. Как вечно и упоминание имен меценатов рядом с именами великих композиторов и исполнителей, когда-то ими поддержанных.

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку