Оперу в начале XVII века создали из мифа об Орфее

Оперу в начале XVII века создали из мифа об Орфее

В канун юбилея Клаудио Монтеверди (1567 – 1643), считающегося отцом оперы как жанра, вспомним его «Орфея», а заодно – и другие первые обращения к этому мифологическому сюжету, который с удовольствием использовали музыкальные новаторы на заре XVII века в поисках нового музыкального жанра.

Питер Пауль Рубенс (1577 – 1640). «Орфей и Эвридика», 1636.
Питер Пауль Рубенс (1577 – 1640). «Орфей и Эвридика», 1636.

Предание об Орфее проникнуто музыкой. Легендарный певец теряет любимую супругу Эвридику – она умирает от укуса ядовитой змеи и уходит в подземное царство Аида. Не желая смириться с судьбой, Орфей отправляется за ней и своим прекрасным пением вымаливает у Аида разрешение забрать Эвридику.

До выхода из подземелья Орфей не должен смотреть на жену – такое условие ставит ему Аид. Эвридика не понимает, почему возлюбленный так ведет себя – неужели он разлюбил ее? Растроганный речами Эвридики, Орфей бросает на нее взгляд и любимую вновь забирают в царство мертвых, а сам Орфей погибает в руках вакханок.

Печальный сюжет расстраивал меломанов, потому очень часто в сюжет вводят изменения: влюбленных соединяет Амур или Аполлон забирает Орфея к звездам, где для него навсегда сохранен облик Эвридике.

История об одиночестве, любви и смерти, рассказанная через древнегреческие образы, стала одним из самых популярных сюжетов для создания музыкальных драм, а далее и первых опер.

Соревнование за право представить спектакль

В 1600 году во Флоренции готовилась свадьба короля Франции Генриха IV и Марии Медичи. В честь этого события запланировали большие торжества, частью которых была премьера драмы на музыку по мотивам мифа об Орфее. Либретто написал Оттавио Ринуччини. А в создании музыки соревновались известные певцы и музыканты Якопо Пери (1561 – 1633) и Джулио Каччини (1551 – 1618). Не смотря на козни Каччини, прозвучала версия Пери. Он же выступил в роли Орфея на премьерном спектакле – Пери обладал прекрасным баритоном и яркой сценической внешностью (современники называли его «длинноволосым»).

Изображение Якопо Пери в образе Орфея.
Изображение Якопо Пери в образе Орфея.

«Драма на музыку» — так Пери назвал свое произведение – строилась на базе античной трагедии. Роли пастухов, нимф и подземных духов исполнял хор. Музыкальные номера разделялись декламацией текста под скромный аккомпанемент небольшого оркестра из лютни, гитары и клавесина. Начало спектакля возвещали фанфары духовых.

По стечению обстоятельств, «Эвридика» Пери стала первой оперой, ноты которой дошли до наших дней. Фактически же первым сочинением в жанре «опера» считают его «Дафну», но она осталась в истории только в воспоминаниях современников.

Пролог к музыкальной драме «Эвридика» Якопо Пери. Как видно, музыкальная ткань прерывается текстом без музыкального сопровождения.

«Орфей» Монтеверди

Опыт драм на музыку Якопо Пери перенял итальянский композитор Клаудио Монтеверди, творчество которого представляет своеобразный мост от Ренессанса к раннему барокко. Он обратился к сюжету об Орфее, изложенном в либретто Алекссандро Стриджо, вскоре после триумфа «Эвридики» Пери. Премьера «Орфея»  Монтеверди состоялась в 1607 году в Мантуе.

Б. Строцци. Портрет Клаудио Монтеверди (около 1640).
Б. Строцци. Портрет Клаудио Монтеверди (около 1640).

Либретто Стриджо следовало мифу без изменения финала. Единственно, Орфея не убивали на сцене, оставив этот трагический эпизод за рамками спектакля. В версии 1609 года певца спасал Аполлон – он забирал Орфея на небо к звездам. Историки спорят – принадлежал ли новый финал перу Монтеверди? Вероятно, что отсутствие этого божественного персонажа на премьере было продиктовано только техническими ограничениями – сцена не была оборудована специальной подъемной машиной, на которой герой смог бы вознестись на небо.

Главным новаторством Монтеверди стал полный отказ от разговорной речи. «Поющие» диалоги поразили публику начала XVII века и стали отправной точкой для развития настоящей оперы, где каждое слово распевалось не только в ариях, но также в речитативах и мелодекламациях.

Другим новаторством Монтеверди стало указание в партитуре предпочтительных инструментов для тех или иных фрагментов. По традиции музыканты того времени были вольны сами определять на чем исполнять музыку. Спектакли и празднества сопровождались тем составом, который был в наличии. Монтеверди фактически сделал первый шаг к созданию стабильного состава оркестра и будущей партитуре как своду голосов для каждого из инструментов.

Токката из оперы «Орфей» Монтеверди в XVII веке могла звучать примерно так, как ее исполнил Ансамбль Le Poeme Harmonique на Дягилевском фестивале в Перми.

Сюжет об Орфее и Эвридике вновь ярко возникнет на музыкальном небосклоне в 1762 году, когда к нему обратиться Кристоф Виллибальд Глюк в рамках своей оперной реформы. Древнегреческая история, ставшая полигоном для создания нового музыкального жанра, вновь выступила в качестве универсального сценария для нового музыкального манифеста.

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку