Освободил гитару от партии второй скрипки: Франциско Таррега

Освободил гитару от партии второй скрипки: Франциско Таррега

Сегодня, 21 апреля, в Музыкальной гостиной усадьбы Васильчиковых (ул. Большая Никитская, 46/17, стр. 1) выступит один из ярчайших российских гитаристов, лауреат международных конкурсов Ровшан Мамедкулиев. В программе «Вечер гитарной музыки» прозвучат произведения Дионисио Агуадо, Франциско Тарреги и авторские композиции Ровшана Мамедкулиева.

Редакция «Э-Вести» рекомендует обратить внимание на этот концерт и предлагает любителям испанской музыки небольшой экскурс в историю жизни и творчества Франциско Тарреги.

Вы слышали его, даже если не подозреваете об этом

Компания Nokia еще на заре мобильных телефонов запомнилась людям со всего земного шара своим фирменным рингтоном. Краткая четырехтактовая мелодия из повторяющихся секвенций стала первым музыкальным звонком и поистине одним из символов новой эпохи.

И хотя большинство из нас хоть раз в жизни слышали эту мелодию (признаемся честно – слышали точно не раз), но мало кто знает – у нее есть автор. Надо отметить, что Nokia сэкономила и не пригласила композитора для создания своего аудиобренда. Руководители компании использовали отрывок из пьесы Gran Vals Франциско Тарреги – испанского классического гитариста и композитора. Пьеса была создана еще в 1902 году, то есть за 90 лет до поиска мелодии для рингтона (и за 70 до изобретения мобильного телефона).

Gran Vals («Большой вальс») Франциско Тарреги в полной версии не сразу напоминает о телефонном рингтоне. У этой музыки есть особый характер и композиционная целостность. Произведения для гитары соло, в принципе, – это целый мир звуков и эмоций. Вибрация струн, усиленная резонаторным корпусом инструмента, благотворно действует на нервную систему и погружает в состояние релакса и умиротворения (в отличие от надоедливых звонков мобильных).

Франциско Таррега (1852 – 1909) увлекся игрой на гитаре еще в детском возрасте. Он одалживал инструмент у своего отца, которые прекрасно играл фламенко. Из-за травмы глаз Таррега мог лишиться зрения, поэтому отец отдал мальчика учиться музыке. Он посчитал, что, даже полностью ослепнув, Франциско сможет прокормить себя музыкой. В 10-летнем возрасте мальчик начал учиться у Хулиана Аркаса, известного концертного гитариста, а параллельно осваивал фортепиано. Надо отметить, что юный музыкант обладал буйным нравом и несколько раз сбегал из дома, зарабатывая себе на жизнь игрой на гитаре.

В 1874 году Франциско Таррега поступил в Мадридскую консерваторию в класс фортепиано и композиции, так как гитары в списке образовательных программа тогда не было. Его наставник по композиции вскоре уговорил Таррегу сосредоточиться на гитаре. Молодой музыкант стал быстро набирать популярность в музыкальных кругах. У него появились ученики, концерты и первые произведения для любимого инструмента.

Накануне поступления в Мадридскую консерваторию Таррега приобрел гитару Антонио де Торреса. Инструменты испанского мастера XIX века являются своего рода прародителями всех современных акустических гитар. Ровшан Мамедкулиев играет на классической гитаре испанского бренда Manuel Contreras, основанного в 1950-е годы.
Накануне поступления в Мадридскую консерваторию Таррега приобрел гитару Антонио де Торреса. Инструменты испанского мастера XIX века являются своего рода прародителями всех современных акустических гитар. Ровшан Мамедкулиев играет на классической гитаре испанского бренда Manuel Contreras, основанного в 1950-е годы.

Собственно гитара подарила Таррега счастье и в личной жизни. Со своей будущей супругой Марией Хосе Ризо он познакомился, когда ее привели к нему прослушаться на предмет владения инструментом. У них родилось пятеро детей, старшая дочка умерла в младенчестве.

Таррега гастролировал по Европе и был известен как непревзойденный виртуоз. Его называли «Сарасате гитары». При этом сам музыкант предпочитал выступление в камерном кругу. Из многочисленных поездок он привозил множество впечатлений, которые ложились в основу его произведений для гитары.

«Арагонская хота» Франциско Таррега в исполнении Ровшана Мамедкулиева. Запись не передает львиной доли от прелести звучания акустической гитары. Это, пожалуй, тот инструмент, который лучше слушать именно вживую.

Франциско Таррега – автор около 80 оригинальных сочинений для гитары. В основном это жанровые миниатюры и пьесы, часто с характерными музыкальными темами арабского, испанского или мавританского происхождения. Таррега был одним из ярких представителей романтизма и писал в жанрах, которые пользовались особой популярностью у романтиков: прелюдии, вальсы, мазурки… Также он сделал более 120 транскрипций для гитары произведений для фортепиано и оперной музыки. В основном этот материал он использовал для занятий со своими учениками.

Таррегу называют одним из основоположников исполнительства на классической гитаре в ХХ веке. Его исполнительское мастерство и композиторский талант вывели гитару на музыкальную арену в качестве одного из сольных инструментов, освободив от участи «играть вторую скрипку» в аккомпанементах.

Насладиться музыкой Франциско Тарреги в виртуозной интерпретации одного из лучших гитаристов России и мира вы можете сегодня в Усадьбе Васильчиковых. Молодые слушатели могут посетить концерт по Пушкинской карте.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку