14 октября 2017 года откроется 43 Антикварный Салон — спецпроект, объединяющий коллекции ведущих антикварных галерей для экспозиции и продажи. Выставка будет работать до 22 октября, и в этот раз она будет посвящена периоду заката аристократии и начала технического прогресса. Это будет легкая ностальгия по изысканному модерну, а также практичному и фасонистому ар-деко.
Антиквары уделят внимание и восточному искусству, которое дало толчок к развитию модерна. Ценители антикварных вещей смогут насладиться работами лучших мануфактур и мастеров этих эпох и приобрести что-нибудь для своей коллекции – шедевры из стекла, деревянную мебель, японский фарфор, изделия из металла и камня. Предметы модерна затронут буйством природных красок и утонченностью линий, а достояние ар-деко удивит вас красотой, выраженной в простых формах.
Ар-деко и Ар-нуво: есть ли связь?
Среднестатистический обыватель может запутаться в направлениях конца 19 — начала 20 столетия. В этот период из «лап» эклектики начинал вырисовываться стиль модерн или, как назвали его во Франции, — Ар Нуво. Его основной чертой стало тяготение к природе, к повторению ее плавных линий, красочности и воссоздание форм флоры и фауны с помощью различных материалов. Интерьер и экстерьер модерна напоминал роскошный сад, где из стен, полов и потолков прорастали металлические, деревянные, стеклянные или гипсовые растения в виде лестниц, люстр, барельефного декора и мебели. Растительный орнамент и витражи стали козырем ар-нуво. В украшениях и декоративных предметах интерьера кроме растительных мотивов, встречались образы насекомых и животных. Везде были плавные линии, как во всем живом, что создала природа. Для живописи и декоративной отделки этого периода преобладают четкие контуры, яркий, но размытый, как в дымке, фон и тщательная детализация – техника отталкивалась от японской манеры живописи и росписи.
В России в подобной технике, в это же время, создаются иллюстрации и картины на тему народных сказок и былин. Тяготение к своим истокам на фоне развития модерна порождает еще одно направление – неорусский стиль, который порой именуют русским модерном. Но на самом деле есть просто модерн, который в России развивался так же, как в Европе (он не сильно отличается от европейского) и неорусский стиль, для которого плавность линий стала второстепенной, а имитация растительного мира была заменена стилизацией и возвращением к старинным народным орнаментам.
В начале 20-х XX вычурности приходит конец. Мир меняется – Октябрьская революция, Первая мировая, технический прогресс. Перемены заставляют общество и творцов смотреть проще на вещи, чтобы выжить в новых условиях. Это откликается в новом, только зародившемся стиле — Ар-Деко. Дизайнеры этого направления умудряются создавать свои шедевры, ограничиваясь простыми геометрическими формами и локальными цветами. Живопись и декор становится проще, ближе к плакатному, где не уделяют внимание тонким цветовым переходам, рефлексам – только грубая проработка тени для объема. То есть, ар-деко почти полностью отходит от канонов ар-нуво. Если прежнего вдохновляло искусство Востока, то теперь всех заинтересовала экзотичная Африка.
Яркие представители своих направлений
Невозможно представить модерн без витражей Альфонса Мухи и изделий из стекла от Эмиля Галле. Иллюстрации чешского художника А. Мухи давно стали символом модерна. На них есть все – насыщенный и яркий растительный орнамент, множество идеально проработанных, стилизованных деталей и центральный образ молодой женщины, символизирующей весну и красоту самой природы. Витражи, созданные по его рисункам, и его собственная витражная работа не может не восхищать.
Второй яркий представитель – Эмиль Галле, работал не один, а в группе с другими мастерами и художниками, с которыми была создана знаменитая стекольная мануфактура Нанси. Им удалось создать многослойное стекло нежных оттенков. А фантазия Галле позволила создать удивительные вазы и люстры в форме цветов. Если же форма выбиралась стандартная, то цветное стекло декорировалась витиеватым растительным орнаментом. Именно со стекла Нанси начинается стиль модерн и на 43-ем Антикварном Салоне вы сможете увидеть эти изделия воочию.
Также на выставке вы сможете приобрести мебель в неорусском стиле или же стиле русского модерна. Для подобного мебельного гарнитура часто требовались эскизы художников-декораторов. Авторами идей становились Сергей Малютин, Виктор Васнецов, Елена Поленова. Автором мебельного гарнитура, который будет представлен в экспозиции является художница Елена Поленова.
Настоящим мастером стекла считается также Мариус Сабино. Он создал опалесцированное стекло с переливающимся синеватым оттенком. Поэтому изделия из такого материала напоминали изделия из натурального опала. В такой способ Сабино изготавливал статуэтки, вазы, посуду, люстры. Его новаторство позволило совершить плавный переход от модерна к ар-деко. На этой выставке Sabino будет посвящена отдельная экспозиция.
Ювелирные украшения Cartier, немецкий фарфор Meissen и стеклянные вазы со статуэтками от Sabino помогли постепенно раскрыться направлению ар-деко, которое просуществовало еще до 50-х годов. Это были те времена, когда массовая продукция смогла сравняться с оригинальными произведениями искусства.