В далёком 1997 году аукционный дом Christie’s выставил на продажу картину, которая, по мнению её экспертов, была написана в 19 веке в Германии. Портрет с условным названием «Молодая девушка в профиль в платье эпохи возрождения» была продана за 22’000 долларов владелице нью-йоркской галереи Кейт Ганц.
Десять лет спустя коллекционер Питер Сильверман с другом заглянули в галерею Ганц и оба заинтересовались картиной, которую хозяйка выставила на продажу: Сильверман — потому что он подумывал что-нибудь купить, а его друг — из-за эффекта сфумато, который нетипичен ни для Германии, ни для 19-го века.
Убеждённый, что за профилем девушки скрывается нечто большее, Сильверман купил картину и начал показывать её историкам искусства, многие из которых говорили, что она напоминает им работы ни много ни мало — гения эпохи Возрождения Леонардо да Винчи.
Эта перспектива сильно взволновала нового владельца.
«Да Винчи, появившийся из ниоткуда, просто так, — делился он с журналистами своими чувствами. — Я был озадачен, в каком-то смысле — загнан в угол».
Их подозрения начали сбываться, когда в 2009 году учёные из парижской лаборатории Lumière Technology сделали мультиспектральные снимки пигментных слоёв картины и обнаружили отпечаток пальца и ладони, которые совпадали с ранее обнаруженными на двух других работах мастера.
«Леонардо широко и часто использовал руки при создании картин. Отпечатки его пальцев обнаружены на многих его работах», — говорит эксперт-криминалист по искусству Питер Пол Биро, объясняя недавно обнаруженный отпечаток, совпавший с другим, найденным на картине «Святой Иероним».
Историк искусства и ведущий эксперт по Леонардо Мартин Кемп одним из первых поверил в «Молодую девушку в профиль…», которую он переименовал в «Прекрасную принцессу» и посвятил ей одноимённую 200-страничную книгу. В ней Кемп утверждает, что женщиной на картине, написанной около 1496 года, была Бьянка Сфорца, незаконная дочь герцога Милана Людовико Сфорца и его любовницы Бернардины де Коррадис.
Поскольку «Прекрасная принцесса» написана на пергаменте из телячьей кожи — единственная из работ Леонардо, выполненная на таком холсте, — Кемп полагает, что художник, вероятно, создал её как обложку для одной из книг Сфорца, а не как самостоятельное произведение искусства. В то время пергамент в основном использовался для переплёта рукописей.
Однако не все в мире искусства приняли отпечаток пальца, как аргумент авторства.
В 2011 году на ретроспективе Леонардо, организованной Национальной галереей в Лондоне, «Прекрасной принцессе» было отказано в показе, поскольку кураторы сочли доказательства не очень убедительными. И в то же время в экспозицию ими была включена другая картина «Сальватор Мунди», чья принадлежность Леонардо остаётся предметом ожесточённых споров.
Эти споры вокруг об авторстве «Прекрасной принцессы» вспыхнули с новой силой в 2015 году, когда знаменитый британский фальсификатор Шон Гринхалг заявил, что это он создал эту картину. В своих мемуарах «История фальсификатора» Гринхалг утверждал, что написал эту картину в 1978 году, когда работал в супермаркете.
Моей натурщицей, пишет он, «была девушка по имени Салли, которая работала на кассе. Несмотря на своё скромное положение, она была властной маленькой занудой и очень важничала». Чтобы подделка выглядела старой, он якобы использовал документ 1587 года в качестве холста.
История Гринхалга также не всех убедила.
Кемп полагает, что картина была написана гораздо раньше 1587 года. Более того, после публикации откровений Гринхалга было проведено исследование, которое показало, что самим краскам «Прекрасной принцессы» более 250 лет, а это означает, что он никак не мог быть создан в 20 веке.
Искусствоведы, возможно, никогда не придут к единому мнению о том, кто написал «Прекрасную принцессу». Но, по крайней мере, они могут сойтись на том, что это был точно не Гринхалг.