Бюджетная политика российского государства подверглась изучению и обсуждению со стороны экспертов по промышленному развитию страны в Торгово-Промышленной палате России (ТПП РФ). На заседании с досадой и удивлением говорилось о том, что в документе, составленном Министерством финансов страны, инструменты промышленного её развития не закладываются, что как минимум вдвое тормозит рост экономики.
Заявленная тема заседания — «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России на ближайшие три года. Их влияние на развитие промышленности и конкурентоспособность экономики России», к сожалению, получила лаконичные оценки экспертов. Причина проста — в документе вообще не было заложено того, что от него ждали российские производители, потому что бизнес к обсуждению документа никто не пригласил.
В результате мы имеем то, что имеем, и экономика страны будет пожинать решения ведомства в течение ближайших лет. Акцент российского госкапитализма по-прежнему ставится на сырьевой сектор и привычные механизмы работы.
Частные инвестиции в модернизацию предприятий и создание новых рабочих мест стимулироваться не будут, сырье не подешевеет, а административное ярмо по-прежнему будет довлеть над российским производителем. Минфин, по словам промышленников, закладывает «сознательное отставание» российской экономики (+3% роста ВВП РФ против 6% мирового), уходя от создания условий для быстрого развития отечественного производства.
«В документе ничего не говорится о стимулировании обрабатывающей промышленности и преодолении сырьевой зависимости, — констатировал Константин Бабкин, председатель Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России . — Обрабатывающей промышленности в правительстве не хотят давать приоритет и снижать налоги, такая возможность даже не предусматривается. Деньги изымаются из госбюджета, копятся в Фонде национального благосостояния, который затем на 90-95% уходит на зарубежные счета и в активы за границей».
Спикер отметил, что 3 миллиарда рублей, отправляющиеся в Фонд национального благосостояния и не подлежащие возвращению — это в 3.5 раз больше, чем требуется на строительство дорог, в 10 раз больше, чем уходит на благоустройство Москвы и даже больше, чем следует на гособоронзаказ. «Только 400 млрд из этой суммы смогут вернуться в Россию, но уже на условиях окупаемости», — добавил он..
«Если не вкладывать деньги в Фонд национального благосостояния, — поддержала Бабкина член Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы РФ Оксана Дмитриева, — можно удвоить промышленность. Исходя же из планов правительства получается так, что в российских отраслях (у металлургов, в автопроме, судпроме) издержки вырастут настолько, что им не сможет помочь субсидирование. Субсидии российского производителя обнуляются налогами и льготами для ввоза компонентов. Так российское производство с НДС заведомо будет менее рентабельным, чем импортное».
У экспертов вызвало удивление упрямое желание Минфина наполнять фонды при профиците бюджета и одновременно брать заимствования, по которым нужно будет платить немалые проценты. Но они связали это с зависимостью финансистов от денежно-кредитной политики страны, осуществляемой Центробанком. Всё на борьбу с инфляцией — лозунг наших дней.
«Российская экономика не имеет достаточно стимулирования, это сдерживает рост экономики страны мировыми темпами», — поддержал коллег сопредседатель Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Антон Данилов-Данильян. Он также отметил, что в планах правительства «о среднем бизнесе речь не идёт», и тем более не рассматривается стимулирование малого и микробизнеса.
Откуда же возникает такой «перекос» в политике государства, которое кормит бизнес? Неужели правительству не выгодно развитие отечественной промышленности и обеспечение рабочих мест? Вывод напрашивается сам собой. Видимо, система госкапитализма в России такова, что это невыгодно.
Получается замкнутый круг — пока у российского производства не будет высокой рентабельности, его не будут брать в расчёт те, кто так привык делать лёгкие и большие деньги. Но эта рентабельность может возникнуть только при изменении системы экономики, для которой нужна определённая политическая воля.
Зато когда это однажды произойдёт, возникнет реальная независимость страны и благополучия её элиты от Запада, о которой так много говорят изо всех утюгов. И будет достигнуто то самое реальное благосостояние народа, на которое уповает первое лицо.