Питер Пауль Рубенс – художник-шпион

Питер Пауль Рубенс – художник-шпион

Питер Пауль Рубенс – один из самых известных в мире художников эпохи барокко, известный своими драматическими алтарными образами, дискуссиями об аутентичности и, конечно же, своими одноименными пышными «рубенсовскими» красавицами. Однако, о чем часто забывают, так это о блестящей карьере Рубенса как дипломата в Священной Римской империи. Оказывается, художники всегда зарабатывали на жизнь «халтурой».

Отец Рубенса, Ян Рубенс, был преуспевающим юристом и работал юрисконсультом при дворе Вильгельма I Оранского, с супругой которого – Анной Саксонской – в 1571 году он прижил внебрачную дочь Кристину фон Диц. К тому моменту он уже 12 лет был женат на Марии Пейпелинкс, с которой у него было четверо детей. Любовников судили. Спустя 6 лет в ссылке в Зигене в семье Рубенсов появился мальчик – Питер Пауль Рубенс.

Получив образование, наполненное уроками латыни и классической литературы, под руководством своего отца, подросток Питер Пауль начал служить пажом у графини Маргариты де Линь-Аренберг, где продолжил обучение, приобретя навыки каллиграфии и красноречия.

Пробыв пажом чуть более года, Рубенс решил полностью отдаться своей страсти – живописи, начав обучение у художника-пейзажиста Тобиаса Верхехта, а затем у Адама ван Ноорта и Отто ван Вина. Ван Вин был придворным художником нескольких правителей Нидерландов при Габсбургах и научил Рубенса, как добиться успеха при дворе. Вероятно, именно он познакомил своего ученика с правителями Фландрии и положил начало аристократическому кругу Рубенса. Он также научил Рубенса концепции «pictor doctus» – учёного живописца – роли, которой Рубенс придерживался до конца своей жизни, оставаясь начитанным, много путешествовавшим и обладавшим глубоким пониманием правил придворной политики.

Питер Пауль Рубенс, Портрет Марии Медичи. Около 1622
Питер Пауль Рубенс, Портрет Марии Медичи. Около 1622

К началу 1600-х годов герцог Мантуанский уже посылал Рубенса с миссиями, а к 1623 году художник получал фиксированное жалованье за дипломатическую службу голландской монархии. Он преуспел в дипломатии – мастерстве, которое Рубенс в значительной степени приписывал стальным нервам: «Мой талант таков, что ни одно предприятие, каким бы масштабным и разнообразным оно ни было, никогда не превосходило моего мужества».

Будучи уважаемым придворным художником, Рубенс обзавёлся чрезвычайно широкой сетью королевских и аристократических связей, и его часто отправляли с дипломатическими (а иногда и секретными) миссиями при дворах, чему способствовала его способность свободно общаться на пяти языках. Путешествуя по Европе, он создавал портреты аристократов, а эти турне позволили ему изучить искусство мастеров итальянского Возрождения и маньеризма, включая Леонардо да Винчи и Караваджо. Знакомство с работами этих художников оказало значительное влияние на творчество самого Рубенса.

Одним из примеров тайной дипломатической работы Рубенса стало его путешествие во Францию, когда он выполнял два крупных художественных заказа для королевы-матери Марии Медичи. Находясь при французском дворе, он использовал своё положение, чтобы получить доступ к информации о политических планах Франции, собирая секретную информацию для испанских Габсбургов. Его работа в качестве дипломата и шпиона на испанского короля Филиппа IV оказала влияние на заключение мирного соглашения между Испанией и Англией, которые находились в состоянии войны почти два десятилетия. Филипп IV назначил Рубенса секретарём совета Фландрии, и этот титул он носил до своей смерти.

Рубенс выполнял дипломатические миссии в Испании, Англии и Голландской Республике, посвятив большую часть первых 50 лет своей жизни политике. Интенсивность, с которой он выполнял эти задания, возможно, стала для художника желанным развлечением после смерти его жены, вероятно, от чумы, в 1626 году.

Питер Пауль Рубенс, Портрет короля Филиппа IV, короля Испании, короля Испанской Голландии, короля Португалии
Питер Пауль Рубенс, Портрет короля Филиппа IV, короля Испании, короля Испанской Голландии, короля Португалии

Дипломатические успехи, безусловно, достигались ценой разных живописных проектов, иногда миссии занимали до полугода, но ценные заказы, которые он получал от королевских дворов, безусловно, компенсировали это финансово. Прославленный во всей Европе, к 54 годам Рубенс был посвящён в рыцари королём Англии Карлом I и королём Испании Филиппом IV, а также получил почётную степень магистра в Кембриджском университете. Его английское рыцарское звание сопровождалось мечом, украшенным драгоценными камнями, и шляпной лентой, усыпанной бриллиантами.

Роли Рубенса как художника и дипломата были взаимовыгодными: его дипломатия привела его к богатым аристократическим покровителям и позволила ему путешествовать и расширять свои художественные горизонты, а его работа художника снискала ему расположение при дворах, где он мог добывать информацию. В конце концов, все всегда зависело от того, кого вы знаете и на кого вы шпионите.

Питер Пауль Рубенс, Портрет Джона Вильерса, герцога Бэкингема. 1625
Питер Пауль Рубенс, Портрет Джона Вильерса, герцога Бэкингема. 1625
Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку
Нажимая на кнопку Подписаться вы соглашаетесь с Политикой cookies, Политикой конфиденциальности и даёте согласие на обработку ваших персональных данных.