Год назад арт-ярмарка штата Колорадо попала в заголовки газет, когда стало известно, что первый приз на ней инкогнито получила картина, созданная с помощью Искусственного Интеллекта (ИИ). В этом году 151-летнее состязание поменяло правила: художников обязали сообщать, использовали ли они ИИ для создания своих работ.
История началась в августе прошлого года, когда геймдизайнер Джейсон Аллен занял первое место в конкурсе цифрового искусства. Делясь радостью о своей победе, художник заявил, что для создания своей работы под названием «Театр космической оперы» (Théâtre D’opéra Spatial) он использовал Midjourney — платформу ИИ, которая превращает текст в изображения.
Аллен утверждает, что с самого начала он открыто говорил об использовании ИИ, однако судьи заявляют, что они узнали об этом постфактум. В любом случае в прошлом году афиширование использованных инструментов не требовалось, а значит — Аллен не нарушал правил.
Однако «дух» состязания был несомненно нарушен, поэтому организаторы решили изменить требования к подаваемым работам.
На ярмарке этого года, которая проходила с 26 августа по 4 сентября, художникам необходимо было «раскрыть, было ли произведение искусства создано с использованием генератора искусственного интеллекта».
Аллен высказывает недовольство новыми правилами, заявляя прессе, что это, по сути, «дискриминационный знак» в отношении произведений искусства ИИ. Тем не менее, в этом году он опять выставил свою работу на конкурс цифрового искусства. Однако в этот раз в тройку лучших он не попал.
В конкурсе «Цифрового искусства» этого года 19 работ из 55 были созданы с использованием ИИ, но большинство также не попало в список призёров.

Победителем этой номинации среди профессионалов стала Эшли Мартин с работой «Диско Дэн» без использования ИИ. Лучшей среди новичков названа Кристин Трусделл с картиной «Озёрный вид» (Lake view).
Лишь одна работа с использованием ИИ была удостоена награды — третье место в профессиональном дивизионе — «Осадочный», — созданная Лиз Свенсон.
Устроители ярмарки говорят, что будут адаптировать правила по мере развития технологий. Как рассказал газете The Denver Post директор мероприятия Скотт Столлер, категория «Цифровое искусство» существует всего несколько десятилетий. В будущем, возможно, появится отдельная номинация по ИИ, если такие инструменты, как Midjourney, станут популярными среди художников.

«Прелесть искусства в том, что оно постоянно развивается, — говорит куратор ярмарки Триша Фернандес. — Искусством может быть все, что угодно, и все, что угодно, можно превратить в искусство».