Арнольд Джозеф Тойнби ничего не рассказал нам о SWIFTе, поскольку такого не было в его время. Выдающийся англичанин, открывший закон смены цивилизаций (встречный англо-саксонский вариант несостоявшейся теории Освальда Шпенглера), утверждал, что греко-романский, или эллинский мир (западная цивилизация без России) рухнет, возникнут классовые распри и сочетание этих моментов погубит цивилизацию.
На протяжении 150 лет, приводя всё в состояние дисбаланса и подталкивая к Судному дню, устои западной цивилизации расшатывала коммунистическая теория. Сегодня эту роль выполняет радикализованный ислам.
Атомная эра, начавшаяся в 1945 году, провела водораздел между всеми цивилизациями, существовавшими до тех пор (их было 12, согласно Тойнби) и ныне существующими тремя. Если существовавшие ранее цивилизации приходили в упадок и начинали исчезать с лица Земли, это происходило веками или завершалось перерождением в новые состояния. Нынешние могут единомоментно исчезнуть с лица Земли. Любое применение ядерного оружия означает необратимое действие — вечную ядерную зиму.
Международные экономические отношения — это единственное, что спасает три человеческие цивилизации от полного уничтожения.
В основе здравого смысла, который всё ещё мерцает в международных экономических отношениях, находится тезис о международных расчётах. Мы поговорим о SWIFTе, который только и есть тот самый последний редут, который не даёт в одночасье уничтожить человечество.
Важнейший аспект этой темы: есть ли альтернатива? В мире, где идут бесконечные споры о том, что является доминирующей мировой резервной валютой, система мировых расчетов — важнейший аспект международных экономических отношений.
Это лишь одна из подобных систем, но главная. Я протестую против тезиса о том, что SWIFT обеспечивает все международные расчёты. Никто никогда не скажет вам, каков объем всех расчетов через SWIFT.
По моим последним наблюдениям, расчёты, которые идут через SWIFT, не превышают 50% от всех. Но это 300 трлн долларов! Умопомрачительная цифра. Она не просто астрономическая, но заоблачная.
Когда мне говорят, что уровень жизни в Люксембурге таков, что в этой стране весь общественный транспорт бесплатный — подчеркивают высокое благосостояние этого герцогства, то я смеюсь и моя улыбка отражает горькую мысль, состоящую в том, что люксембуржцы могли бы иметь не просто самый высокий уровень жизни, а все и каждый могли бы стать шейхами Катара.
Вернемся на землю. Система расчётов SWIFT- самая простая, самая закамуфлированная и самая секретная из возможных. Сама база, где находится центр принятия решений, занимает 5га. По разным оценкам, в штаб-квартире работает не более 300 человек, каждый из которых носит кодовое имя и ему присваивается секретный номер. Если так можно сказать, каждый сотрудник представляет такую же ценность, как герой Яна Флеминга — агент 007.
Люди, работающие на базе SWIFT, проходят специальную подготовку и являются опытными спецами, каждый стоит миллиарды. Можете себе представить, как разведки мира охотятся на них.
SWIFT обеспечивает беспрецедентно важную роль в участии России и всего российского мира в международных расчетах. Но целесообразность участия России в системе и прогнозы на будущее — это гадания на кофейной гуще. Всё будет зависеть от международной обстановки, геополитической ситуации в России. Киргизии и Казахстане, в первую очередь.
Люди, которые предлагают альтернативы SWIFT, не подкрепляют свои проекты ни одним из трёх основополагающих факторов.
- Сумма средств должна быть не меньше той суммы, которая флуктурирует в мировой финансовой системе
- SWIFT — результат договоренности всех великих держав,в первую очередь США, Китая и Великобритании.
- Это не просто механизм, его можно было бы заменить, но система сдержек и противовесов всех тех, кто участвует в мировом правительстве G77+Китай и РФ.
SWIFT — очень интересная проблема для тех, кто думает о завтрашнем дне МЭО. Это новая теорема Ферми. Тот первый, кто придумает реальную ей альтернативу, получит не двух джокеров, а срезу трёх. Последний будет обеспечивать последовательное неуклонное развитие международного экономического сотрудничества на ближайшие 100-150 лет.
Хирурга-онколога Лившица спросили: «Есть ли лекарство от рака, если да, то когда его начнут применять в массовом масштабе?». Врач сказал: «Лампочка на рынке стоит 1 цент, в гараже она будет стоить 10 дол, та же лампочка в приемной больницы будет стоить 1000 дол. Та же лампочка в операционной стоит 10’000 долларов. Так же с лекарством против рака. Скорее всего, оно давно существует, но из-за рынка оно настолько баснословно дорого, что применить его в массовом порядке сложно».
Так же ситуация сейчас и со SWIFTом. Мои ученики говорили мне, что система давно есть в различных программах блокчейна, особенно когда следует применять особые формы ухода от ограничительных мер. Но никто не может исключить, что альтернативный SWIFT уже применяется давно.