Ушёл из жизни человек, который всей своей жизнью олицетворял страшную, кривую, невероятную судьбу своей страны. Вадиму Туманову, как некогда древнегреческому аристократу и историку Фукидиду, принадлежали золотые прииски; однако он был одним из тех, кто остался рациональным и сумел избежать «ловушки Фукидида» — самые страшные события он не считал неизбежными и умел их превозмогать.
Вадима Туманова я знал лично. В последний раз я общался с ним три года назад на Гайдаровском форуме в здании РАНХИГС. Хотя выдающийся предприниматель появился как тень отца Гамлета, незаметно (сам ни к кому не подходил и ни к кому не обращался, одет и держался также скромно), его появление на форуме не осталось незамеченным.
Этот человек ассоциируется у людей с именем Владимира Высоцкого. Туманов был тайным спонсором всей жизни и творчества барда.
Об уходе из жизни 97-летнего ветерана ГУЛАГа и цеховика написали все. Вадим Туманов — один из первых, кто создал «серую империю» ещё в конце 1970х. О своём опыте артели по добыче золота практически из числа зэков он написал в автобиографии «Всё потерять — и вновь начать с мечты…».
Власти относились к этой фигуре более чем осторожно, но так ничего и не смогли с ним сделать в силу того, что он был «в законе», связан со всеми самыми могущественными фигурами страны узами дружбы и на его кошту находились несколько знаменитых семей селебритиз. Одну из них я уже назвал.
Через призму судьбы Вадима Туманова до нас доходит недвусмысленно суть, содержание жизни и механизма функционирования власти. Та же суть раскрывается через личность американской «невесты на миллион долларов» леди Астор, вышедшей замуж за английского аристократа, которая 13 июля 1923 года выступила в Британском парламенте с заявлением об отмене права на продажу подросткам (до 18 лет) всех видов алкоголя.
Эта госпожа вместе с Бернардом Шоу после написания им «Шоколадного солдатика» посетила СССР. Сталин и вся советская номенклатура возлагали огромные надежды на разворот западной, прежде всего английской интеллигенции в сторону приветствия вновь нарождающейся советской действительности.
Каково же было удивление советских руководителей, когда первой реакцией «сладкой парочки» по прибытию домой оказались недвусмысленные заявления вовсе не в пользу советской власти — Англия или какая бы то ни было ещё страна в мире не должна строить нечто подобное у себя дома.
Первыми акциями, которые предприняли горе-путешественники, был призыв к гражданской общественности Англии делать всё возможное, чтобы оградить молодое поколение от социальных бедствий: алкоголизма, нищеты, голода, безработицы, безверия, отсутствия надежд и перспектив завтрашнего дня. Они призывали к любой творческой инициативе и просили ни в коем случае не полагаться на добрую волю властей, не идти на убой как стадо коров, ведомое на бойню.
Вся викторианская эпоха была воспитана на произведениях Диккенса, на его пронзительных социальных романах, благодаря которым и появилось поколение суфражисток и борцов за социальную справедливость. К ним относились Б. Шоу и леди Астор. Неудивительно, что главным объектом интересов англичан во время визита в СССР было посещение социальных объектов: детских домов, приютов, больниц и трудовых лагерей для подростков.
Леди Астор хотела изменить социальную жизнь в Англии, которой она была недовольна не меньше, чем Арнольд Тойнби. Последний утверждал, что мысли Фукидида, относящиеся к античности, совпадают с мыслями о перспективе западной цивилизации в современное ему время.
Если между Фукидидом и Тойнби разрыв во времени составляет две тысячи лет, то почему за это время преображенное человечество не нашло главного способа решать вопросы, обеспечивающие безопасность населения комфортным путём, без «неминуемых» катаклизмов? У Тойнби проскальзывает мысль, что человечество не выработало фильтра, задерживающего прохождение во власть людей, способных принимать решения без видимых моральных установок.
Вадим Туманов был человеком практических дел, который всю жизнь находился в молчаливой оппозиции к советской действительности. То, что он спонсировал Владимира Высоцкого, говорило само за себя.
В конце 1980х годов часть советской элиты объединилась ради ликвидации дела его жизни — артели золотодобытчика. И он начал свой путь с нуля, занявшись строительными работами в Карелии. В 1990х годах Вадим Туманов стал предлагать новой власти проекты по введению рыночных механизмов в освоение природных ресурсов. Неизвестно, получил ли он ответ на свои предложения; вероятно, нет. Опыт одного из богатейших людей (входил в ТОР-20 России), сумевшего создать процветающее предприятие на принципах хозрасчёта, не был интересен партийной элите.
Если Фукидид является основоположником политического реализма, то Вадим Туманов — яркий образ экономического реализма. Каждому из них довелось писать историю и творить её, при этом вся жизнь Туманова доказала возможность решать экономические проблемы без горячих конфликтов.