Стратегия Китая в международных экономических отношениях проста: «окучить» все рынки, а «твёрдый орешек» — Европа, после того как все рынки будут китайскими, сама закатится в лузу как бильярдный шар. Нельзя сказать, чтобы Китай перестал экспортировать капитал в Европу, но, как отмечают эксперты, интенсивность инвестиционного потока Поднебесной значительно сникла (возможно, это связано с принятыми со стороны Евросоюза ограничительными мерами).
Что это значит? В первую очередь, это показывает тактические изменения направления инвестиций.
В абсолютных величинах, китайские инвестиции остаются самыми высокими в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) и США. Китай напрямую или через посредников (это не имеет значения) скупает стратегические объекты, которые на языке советской политэкономии назывались основным капиталом: порты, аэропорты, шоссейные дороги, линии электропередач и входит с контрольным пакетом акций в стратегические отрасли государств, где позиции четырех главных оппонентов Китая — США, Японии, Великобритании и Германии, не так сильны.
Как показали обсуждения на целом ряде панелей ВЭФ-2024,сама китайская экономика уже в 2024 году хочет заявить о себе как о первой экономике мира.
Где находятся главные инновационные достижения в мире? В США, Великобритании, Франции, Германии и отчасти в Японии. Посмотрите, как Китай стал относиться к этим странам в плане стратегии наступления на инновационную сферу — отрасли завтрашнего дня!
По всем признакам, Китай перестал интересоваться крупными потоками капитала (потерял интерес как к финансовому, так и фондовому рынкам), но кратно нарастил интерес по отношению к достижениям в very sophisticated technologies. Такого ещё не было никогда: Китай ведёт переговоры со всеми передовыми обладателями высоких технологий, участвует во всех ярмарках, выставках, эвентах по миру, отслеживая собирая и формируя свой пакет заказов.
Если раньше Китай и Россия в технологической гонке шли где-то рядом, ноздря в ноздрю, голова к голове, то сейчас Китай опережает Россию как минимум на полкорпуса.
Рано ещё приходить к каким-либо грустным выводам. Но Китай делает всё для того чтобы пожилая дама мировой экономики — Старый Свет, вышла из стратегических гонок.
Научно-технический потенциал Европы считается сопоставимым с совокупным потенциалом США, Японии и России. Поэтому поток хуадзяо — китайских мигрантов, в Европе на глазах растёт, в геометрической прогрессии, по экспоненте.
Страны Южной Европы стали объектами повышенного внимания со стороны КНР. Юг Испании, Италии, Греции (в меньшей степени Португалии и Кипра) буквально нашпигован в мелкооптовой торговле (в меньшей степени — в розничной) китайскими мигрантами. Я сам лично видел по всей Испании, что практически вся розничная сеть микромаркетов в жилых кварталах обслуживаются китайским персоналом.
На горизонте 3-5 лет, «застолбив» свои позиции в основных отраслях стратегического характера на основных рынках мира (12 из 16), Китай спокойно перейдёт к окончательному освоению, «подминанию под себя» Старого Света.
Статистика говорит о том, что даже в таких странах как Великобритания позиции китайского капитала ошеломляют. Яркий пример — аэропорт Хитроу, третий по величине в Европе и второй по развитию локации (большинство авиарейсов в Европе, уступая лишь Франкфурту) в руках китайских хозяев. Они держат 20% рынка арендного жилья в стране.
В Евросоюзе, как выясняется, китайским инвесторам принадлежит 20% крупнейшего порта — порта Амстердама.