Автор более 90 скульптур, стяжавших славу мировых шедевров — Микеланджело Буонарроти, поставил свою подпись только под одной из них — «Пьета», в которой изображен момент принятия Марией на руки тела распятого Сына. Почему?
Кардинал де Лаграль, чтобы увековечить себя в базилике Святого Петра, заказал скульптуру именно Микеланджело — в ту пору самому известному скульптору Италии.
«Пьета» — «Сострадание» — это величайшее творение мирового скульптурного искусства наряду с такими как «Лаокоон и его сыновья» и «Давид».
«Пьета» олицетворяет две вещи: всепобеждающую силу любви человека к Богу и безбрежные возможности человека создавать Прекрасное.
Вопрос, который всегда мучал ученых — почему величайший скульптор Микеланджело, друг и соратник Рафаэля, автор замечательного творения «Давида» отнесся к своему произведению с таким особым благоговением, что оставил свою подпись, послание следующим поколениям, хотя не делал этого ни в одном другом случае.
Ради этого произведения (не только ради него, конечно) стоит посетить храм Святого Петра в Ватикане, чтобы почувствовать величайшее творение, с такой пронзительностью олицетворяющее силу Церкви, где церковь — это сама Богоматерь.
В эпоху Микеланджело все монументальные скульптуры создавались из единого каррарского камня. Чтобы вы представляли себе, о чем идет речь: цикл состоял из 100 технологических процессов. Первый из них — начало отделения крупных кусков от самой глыбы.
Например, огромная глыба — кусок каррарского камня, предназначенный для статуи Давида, пролежал во Флоренции почти 2 века, прежде чем тот же Микеланджело приступил ко второй части цикла — первичной наметке очертаний самой культуры.
Вернемся к «Пьете». Фигура Богоматери будто живая как бы парит в воздухе, неся на руках своего сына. Полное ощущение, что сын представляет собой легковесную фигуру, которую очень легко держать на руках и на коленях. В самой фигуре самые тяжелые части, как ни странно — складки одежды Богоматери, спускающиеся вниз с пьедестала.
Техники шлифовки до зеркального блеска невозможно достичь даже при нынешних развитых технологиях. Ни одна из существующих полировочных машин не даёт такого эффекта, которого достиг великий мастер. А в ту пору всё делалось вручную!
Но само произведение является высоким шедевром мировой цивилизации не потому, что его технические характеристики абсолютно совершенны. А потому, что автор в ту пору был способен передать в мёртвом камне человеческие, высоко духовные чувства. Но что самое удивительное — эти чувства влияют на подходящего к скульптуре зрителя! Он каждый раз уходит потрясенный увиденным, а некоторые и в самом деле начинают плакать от прочувственного момента под влиянием искусства.
Микеланджело был человеком не от мира сего. Как и его друг-соперник Рафаэль. Как, впрочем, друг и учитель — Леонардо Да Винчи, у которого он учился при дворе величайшего мафиози всех времен и народов — Лоренцо Медичи.
Микеланджело не творил, а создавал духовное произведение, прекрасно осознавая, что ему вторить никто не сможет. Поэтому он и начертал послание грядущим поколениям. Его месседж в скульптуре должен был обрести авторство.
Досужие искусствоведы пишут о том. что Микеланджело-де надо было подписать эту скульптуру, чтобы не дай Бог кто-то подумал бы, что её создал кто-то другой. Этот тезис не выдерживает критики: в те времена не только во Флоренции, но и в Риме и по всей Европе не нашлось бы никого, кто мог бы повторить и даже приблизиться к канонам творчества величайшего мастера.
В светлые праздничные дни, когда сердце и душа людей наполнена радостью и счастьем соединения человека с Богом (на дворе праздник Светлого Рождества Христова), это повод, чтобы вспомнить о величайших творениях человечества. которые замыкают круг обсуждения вопроса о том, ради чего человек живет на Земле.