Почему МВФ интригует мировое сообщество?

МВФ

Первый заместитель директора-распорядителя МВФ Гита Гопинат в майском докладе сообщила, что организация видит развитие мировой экономики через 3 центра силы: Китай, США и «неприсоединившиеся экономики» (Мексика, Вьетнам и пр.). Она подчеркнула, что «неприсоединившиеся» выполняют особую роль в противостоянии сильнейших — сглаживают экономический эффект и находят своё место в цепочках поставок, используют свой шанс. Если бы не те же Мексика и Вьетнам, торговые отношения США и Китая с 2022 года упали бы резче, чем на 5%.

В развитие тезисов МВФ замглавы Администрации президента РФ по вопросам экономики Максим Орешкин уточнил, что западный блок стремительно теряет свои позиции. За красивой формой организации скрывался неутешительный тренд. «Так называемые экономики Глобального Севера — США, Япония, ЕС — потихонечку теряют свою роль, свою значимость. Ведущей экономикой стал Китай, крупнейшей экономикой Европы стала Россия, которая уже дышит в спину Японии в гонке за четвертое место. И очень серьезно в рейтинге поднялись азиатские экономики. Индия заняла третье место, Индонезия поднялась на седьмое и в ближайшее время начнет штурмовать позицию Германии, которая занимает шестое место», — сказал он.

МВФ, с моей точки зрения — самая таинственная международная организация, роль которой для меня лично не ясна. То ли она способствует ускоряющемуся поступательному развитию мировой экономики, понимая её как экономическую гармонизацию населения Земли (выход за пределы «золотого миллиарда»), то ли становится неким рейтинговым агентством, которое играет на руку то одному, то другому капиталистическому центру.

Наиболее преуспевающий из них — Североатлантический (США, Канада и часть Европы). В сумме это 27 крупнейших экономик мира.

Я далёк от того, чтобы давать оценки целесообразности существования МВФ (его место и роль в мировой экономике давно определена, и главные игроки с ними согласны). Но учитывая огромную экономическую мощь и безбрежный инструментарий на развитие мировой экономики этой организации, стоит ответить на сакраментальный вопрос: «Почему именно МВФ, а не кто-то ещё, имеет такие полномочия: определять, кому быть у руля мировой экономики, а кому салазки возить?».

Переходим к главному. Да, действительно, мировая экономика — подобие броуновского движения, где есть ряд реперных точек, которые если не определяют лицо экономики, то дают возможность отслеживать векторы её развития, хотя бы на ближайшие 25 лет.

МВФ — организация, обладающая всем необходимым набором инструментов для точного прогноза и стимулирования как страновых, так и региональных подходов к решению злободневных, насущных задач мировой экономики: от конфиденциальных и масштабных переговоров с правительствами конкретных стран, до собственных замеров на местах.

Ещё в 1950-1960е годах МВФ сформировало пакет документов и механизм реализации своих рекомендаций прикладного характера. Это единственная международная организация такого масштаба, которой с согласия всего мирового сообщества дано право реализовывать свои же собственные рекомендации. К слову, Россия — единственная страна, которая освобождена от каких-либо обязательств (всё выплачено) перед ней.

Ряд развивающихся стран опасаются предметного и близкого сотрудничества с МВФ, напоминая, что отношения с ней сходны с крепкими медвежьими объятиями, где медведь (МВФ) способен задушить любую экономику. Таких случаев было несколько, и тупиковые, зачастую конфликтные ситуации разрешались нескоро. Трудные отношения могли продолжаться 20 и более лет.

Перейдём к основному сюжету: зачем МВФ каждый раз делает такие громогласные заявления, которые приводят в трепет международное экономическое сообщество? В данном случае, мы говорим о трёх экономических центрах.

Заявление явно несвоевременное в силу непростой ситуации. Если до пандемии все 10 лет мировая экономика давала высокие темпы роста, то сейчас эти показатели резко снизились, и тенденция идёт к снижению. Было бы логично, если бы МВФ дало следующий прогноз: международные экономические отношения должны строиться не на соревновательной основе (кто опережает: США или Китай), а как гармонизировать отношения между полюсами, чтобы остальное экономическое пространство от этого выиграло?

Вместо этого МВФ подзуживает и заводит экономическое экспертное сообщество тем, что расписывается в том, что не может дать добросовестных рекомендаций по вышеназванной позиции, а подливает керосину в пожар тем, что сейчас появляется на горизонте третий игрок, который, скорее всего, переформатирует всю мировую экономику. При этом МВФ не даёт никаких прогнозов по контурам и алгоритму развития мировой экономики.

Поделиться с друзьями
Subscription