Леонардо да Винчи и Микеланджело — два самых известных художника в мире, каждый из которых создал целый ряд шедевров, ежегодно привлекающих в музеи миллионы нетерпеливых посетителей. Они знали друг друга, конкурировали за заказы от одних и тех же меценатов и, что самое важное, у них были серьезные разногласия.
Леонардо да Винчи был почти на 23 года старше Микеланджело Буонарроти Симони, но, несмотря на эту разницу в возрасте, художники противостояли друг другу, борясь за одни и те же заказы в художественных кругах Флоренции и Рима. Было еще одно ключевое различие в их воспитании, которое, возможно, способствовало их враждебности. Микеланджело был сыном судебного администратора Капрезе, родился в семье, имевшей опыт работы в финансовом секторе, и претендовал на то, чтобы быть потомком Матильды Тосканской, средневековой графини, известной как одна из ключевых правительниц Италии в Средние века. Между тем Леонардо был сравнительно низкого происхождения, рожден вне брака от крестьянской девушки, и это классовое различие, возможно, посеяло семена раздора.
Первая встреча пары состоялась, когда Леонардо был членом комитета, в задачу которого входило решить, где будет размещен 5-метровый Давид Микеланджело, которого 26-летнему художнику было поручено создать в 1501 году для флорентийского собора Опера-дель-Дуомо.
Во время обсуждения Леонардо сделал свой собственный эскиз исполина, превратив скульптуру в изображение морского бога Нептуна, добавив лошадей. Возможно, это было одно из самых ранних упоминаний Леонардо о талантах Микеланджело.

Их первая настоящая схватка произошла вскоре после того, как они вступили в прямое соревнование за создание большой фрески в том же зале Салона Чинквеченто. Леонардо был знаменитостью — он только что закончил свою «Мону Лизу» (1503) и был известен при дворах по всей Европе. Микеланджело было всего 29 лет, он был молод и красив, а за плечами у него было несколько значительных заказов.
Их видение фресок (в память о двух битвах — битве при Кашине в 1364 году и битве при Ангьяри в 1440 году) не могло быть более противоположным: у Леонардо они были чрезвычайно драматичными, а у Микеланджело — глубоко сосредоточенными на эмоциональных переживаниях человека. В конце концов, ни один из проектов не воплотился в жизнь в полной мере, но фундаментальные разногласия двух художников по поводу того, как должно выглядеть искусство, были высказаны.
Сейчас сохранились лишь фрагменты замысла Микеланджело относительно его фрески, и есть вероятность, что он все равно не закончил бы работу, поскольку был печально известен тем, что с этого момента не завершал работы. Замысел Леонардо был переписан в 1565 году, и ученые до сих пор ломают голову над тем, почему, хотя предварительные рисунки все еще существуют, в том числе один, принадлежащий Питеру Паулю Рубенсу.
В последующие годы последовали многочисленные взаимные нападки художников, но сделанные неявно, однако и пассивная агрессия не отличалась сдержанностью. Микеланджело не соглашался с тем, что Леонардо считал скульптуру по сути менее благородной, чем живопись, и писал, что если «этот человек… который знал столько о других темах, на которые он писал, и на которые моя служанка написала бы лучше!». Леонардо же писал в своих записных книжках, что, делая фигуру мускулистой ради мускулистости (как делал это Микеланджело), он делает ее похожей на пакет с грецкими орехами.

Один из широко известных случаев — встреча художников на улице Флоренции, когда Леонардо побуждавший Микеланджело доказать свой интеллект, объяснив отрывок из Данте. Молодой художник ответил ему, что Леонардо не смог отлить из бронзы лошадь по одному из своих эскизов (лошадь Леонардо, которую он оставил незаконченной в Милане) и был «вынужден со стыдом отказаться».
В их соперничестве также участвовал еще один молодой художник — Рафаэль Санцио да Урбино, который был моложе Леонардо на 31 год. Микеланджело преуменьшил достижения Рафаэля после смерти художника, заявив, что «всему, чему он научился, он научился у меня».
Вероятно, бороться за заказы и благосклонность меценатов 16-го века, таких как могущественная семья Медичи и правители итальянских государств было не легко, но фундаментальные разногласия по поводу того, какое искусство было самым благородным, какова цель искусства и похожи ли мускулистые парни на грецкие орехи, только осложняли ситуацию, делая соперничество между Леонардо и Микеланджело жёстче.
