Сальвадор Дали был главным менеджером своих собственных произведений на бушующем рынке конвульсирующих идей пост-модернизма, куда его направляла русская муза — жена Галина Дьяконова (Гала Дали), выпускница женской гимназии М. Г. Брюхоненко, располагавшейся в Большом Кисловском переулке в Москве. Супруга была первой, кто указал художнику на его гениальность.
Мягкий автопортрет с жаренным беконом — самая ранняя картина, где Дали ликует по поводу своей собственной персоны, открывает череду совершенно потрясающих провокационных по содержанию и любопытных, неоднозначных по форме произведений сюрреализма.
Сальвадор Дали, всю жизнь эпатирующий религию — рьяный католик и почти фанатичный последователь католических святых раннего Средневековья.
В творчестве Сальвадора Дали его собственное мнение о развитие искусств в мире и Европе было своеобразным. Одно из последних произведений, суммирующих его творчество с 1980 по 1983 год, изображает трех великих художников: Пикассо, Матисс и Ренуар.
Одновременно Сальвадор Дали утверждает, что хотя он и величайший художник всех времен и народов (этому посвящен музей в его родном городе Фигерасе) и подчеркивает, что недостижимыми эталонами в изобразительном искусстве остаются живописные полотна трёх величайших итальянцев: Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти и Микеланджело.
Что нового в конечном счете в заявлениях великого испанца? Всё новое — давно забытое старое. Он подтверждает, что ничего выше произведений Баха в музыке не существует, ничего выше Рафаэля Санти в живописи нет, и ничего выше Микеланджело в скульптуре не видели.
Однако наши рассуждения простираются дальше. Если великие образцы утверждены — их незыблемость очевидна, то что нового может совершить сотворить современный человек? Возможно ли в искусстве движение вперёд? Или это всё равно топтание на месте? Мы лишь быстрее крутим педали велосипеда, который стоит?!
Сальвадор Дали отвечает: нет, это не так. Человеческое сознание, как и человеческий талант, основанный на творчестве, безбрежен и безграничен. Доказательства тому — всё современное искусство, о котором художник говорил: «Творчество — это инструмент гения человека, которым обладает каждый. Но не каждый способен в себе увидеть свою собственную гениальность!». Познай самого себя — вот к чему призывает всё творчество художника и его жизненный путь.
Великий провокатор и блестящий менеджер, маркетолог собственного искусства, помноженный на гений русской женщины, рожденной и воспитанной у Никитских ворот. Удивительный симбиоз дикого, необразованного, но бесконечно талантливого каталонца и русской женщины с её глубокой чувственностью, блестящем образованием, носительницей русской культуры. Это произвело симбиоз в искусстве и дало новое видение в искусстве в целом, задав тренд на XXI век.
Что нового в словах Сальвадора Дали о том, что необходимо во что-то верить, если в человеке есть зачатки гениальности и таланта? Он пришёл к тому, к чему приходит каждый — к собственному пониманию Бога.
Вспомним слова Черчилля о том, что в молодости каждый — радикал, а в старости — консерватор, или у человека нет ума.
Утверждения Сальвадора Дали не то что верны, но единственно верны. Только Вера в Бога, могущество Всемогущего и Всемилостивейшего позволяют творить и создавать гениальные полотны, музыку и творения вообще.
Почему Дали называл современную живопись бездарностью, олицетворяющей безысходность? На полотнах сегодня — отсутствие Веры человека не только в себя, но и во Всевышнего. Только Вера даёт запал, энергию и правильную тональность в любом творчестве.
И, наоборот, безверие — отсутствие веры в себя, отсутствие ориентира и интереса в жизни, по мысли Сальвадора Дали. Его вера в себя — Вера в силу Всевышнего, которая двигает человека к исполнению завета Бога, который он формулирует в виде приказа быть счастливым в нашем земном пути.
Человек обязан быть счастливым перед собой и перед Богом. Как он это сделает? Каждый изучает самого себя до тех пор, пока не находит ресурсы и возможность выполнить наказ Всевышнего.
Чему учит творчество Сальвадора Дали и Елены Дьяконовой? Познай себя и стань счастливым.