Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) ещё в мае опубликовала доклад, согласно которому пандемическая ситуация завершена. Теперь слово за экономистами: постпандемическая мировая экономика вступила в этап восстановления.
Хотя пандемия COVID-19 перестала быть серьезной глобальной угрозой, лидерам по-прежнему приходится решать ряд беспрецедентных проблем: от собственно экономических до ликвидации последствий геополитической нестабильности. Важным вызовом наших дней является битва за высокие технологии, которой озабочены правительства всех стран.
Стремительного роста не испытал даже глобальный лидер роста — Китай. Ожидалось, что как только страна откажется от своих драконовских правил «нулевого ковида», потребители вернутся в торговые центры, иностранные инвестиции возобновятся, заводы наберут обороты, а земельные аукционы и продажи домов стабилизируются. В 2023 году Китай, вероятно, вырастет примерно на 5%, обогнав мировую экономику, однако он не сможет нарастить доходы домохозяйств — как планировалось, создать крепкий средний класс.
Прогнозируется, что мировая экономика вырастет на 1.7-2.1% в 2023 году и на 2.7% в 2024 году. О бурном восстановлении речи не идёт, а процесс характеризуется двумя основными критериями:
- В общих чертах экономика перестала развиваться, тренды не выверены. Скорее всего, они определятся к концу 2024 года.
- 10 «золотых стран», от США до Катара и Брунея, где самые высокие ВВП на душу населения, остаются у руля.
Россия, долгие годы находившаяся вокруг 60го места по ВВП на душу населения по ППС, сумела чудесным образом улучшить результат за счёт курсовой разницы (но не роста доходов!). Однако даже нынешние $16 тысяч — кратно ниже показателей развитых стран со стабильно высоким подушевым ВВП.
Бурная дискуссия в экспертном сообществе относительно того, какими будут драйверы мировой экономики, сводится к тому, что нижняя дециля — самые бедные слои населения, по отношению к верхним децилям — самым богатым слоям населения, продолжат расти. Причём и первые показатели растут с неимоверной скоростью, самые богатые децили так же растут, но заметно медленнее (в 5 раз).
На этом фоне наша страна находится между такими странами, как Сомали, Эритрея и Бурунди, где нижние децили растут с неимоверной скоростью, а верхние растут достаточно быстро, но всё же не так быстро, как в РФ. Даже согласно Росстату, денежный доход человека из крайних бедняков в 2022 году равнялся 8865 руб., из богачей (10% населения) — 132 925 руб; разница составляет опасные 15%.
Классический подход в определении трендов, гласящий о том, что быстрее развиваются те страны и те рынки, где есть быстрая добыча такого продукта, как углеводороды, и быстрая продажа его, в настоящее время не работает. Мир перешёл на другой технологический уклад.
Самые быстроразвивающиеся страны, где рост благосостояния населения стабилен (США, Норвегия, Люксембург, Ирландия — 1я десятка «золотого набора») не обладают тем списком природно-материальных ресурсов, как Россия, но качество и уровень жизни здесь росли и в пандемию, и в постпандемический период продолжают расти.
Прогноз Белоусова относительно того, что в 2024 году начнутся неведомые по масштабу вызовы (мы все содрогнулись от его слов о бедности, демографическом кризисе, проблем образования и неразвитой инфраструктуры) вопиют: что-то надо делать не с мировой экономикой (хотя с ней много что надо делать и делают), а немедленно пересматривать роль и место России в структуре и системе международных экономических отношений.
Если Россия составляет 2-3% мирового ВВП, несмотря на все её богатства, а США (24%), Китай (18%), Япония, Германия и Индия вместе взятые — более половины мирового ВВП, диспропорция налицо.
Тёмные силы, которые гуляют под Рождество, мешают развитию доли России в мировой экономике. Если стоимость России (сотни триллионов долларов) выплеснется в мировую экономику, то население страны не то что будет жить как в Катаре и Брунее (где каждый 10й — миллионер), но каждый второй станет миллионером!
Тёмным силам это не слилось и в страшном сне. Они костьми лягут, но не допустят выход России со всеми богатствами в мировую экономику, ссылаясь на пандемию, спецоперацию на Украине (СВО), неурожай, природные катаклизмы (типа из Атлантического моря ушла треска и скрылась в высохшем Аральском).
Что-нибудь да придумают, цель — не допустить выхода богатых ресурсов в мировой оборот, чтобы не допустить повышения уровня жизни 147 миллионов человек. Людей, которые и после пандемии продолжают жить как в пандемию…