Увеличение пенсионного срока – это подарок предпринимателям, а для тех, кто будет от него уклоняться, надо ввести уголовную ответственность, – заявили власти на круглом столе в Торгово-Промышленной Палате. В ответ бизнес и профсоюзы говорили, что так проблему не решить, и надо подходить к задаче комплексно.
Напомним, что 14 июня 2018 года в Госдуму Правительство РФ внесло законопроект о поэтапном повышении пенсионного возраста мужчин до 65, а женщин — до 63 лет. Повышение начнется уже в 2019 году, для мужчин оно закончится к 2028, для женщин — к 2034 году. Правительство объясняет это отсутствием денег на обеспечение нормального уровня жизни пенсионеров.
Выступая на круглом столе, Всеволод Львович Вуколов, глава «Федеральной службы по труду и занятости», заявил, что проект закона о повышении пенсионного возраста – это подарок предпринимателю: «И раз предприниматели получили такой подарок, мы надеемся на ответственность предпринимателей по отношению к гражданам предпенсионного возраста». Он даже предложил рассмотреть возможность введения уголовной ответственности за дискриминацию при приеме на работу таких людей. На что глава Федерации Независимых Профсоюзов Михаил Викторович Шмаков сразу же заметил, что если это будет сделано, то после 45 лет никого на работу брать не будут.
Евгений Львович Якушев, исполнительный директор НПФ «Сафмар», обратил внимание, что проблема не только в демографии стареющего населения, которая уменьшает количество рабочей силы, но также в долгосрочных изменениях на рынке труда, вызванных техническим прогрессом, когда роботы заменяют людей. Поэтому «сборы с работающих уже не покрывают тех обязательств, которые есть перед пенсионерами». Но главное, что молодые просто не верят, что у них будет пенсия. Таким образом, по его словам, нарушен «общественный договор» государства с гражданами.
Михаил Викторович Шмаков считает, что пришло время для нового «общественного договора». Заявления, что 61 регион поддержал законопроект — это лукавство, считает он, потому что «поддержка» даётся с оговорками. И если взять сумму оговорок, то получится, что в таком виде законопроект принимать нельзя. Аргумент, что мы к 2024 году повысим пенсии до 20 тыс. рублей, он считает неубедительным: «Что на них можно будет купить в 2024 году? А про индексацию в законе ничего не говорится, это только комментарии к нему, которые ничем не обеспечены».
Шмаков обратил внимание на то, что сейчас 1/3 пенсионных средств изымается из солидарной распределительной системы через 6% накопительной части, перечисляемой в негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Вернув их, можно сразу повысить пенсии с 14 до 17-18 тысяч рублей. Накопительный элемент пенсии должен быть добровольным. Только те, у кого хорошая зарплата, могут себе это позволить. Не надо забывать и о том, что пенсии можно повысить, увеличив минимальный размер оплаты труда.
Утверждения, что общество готово к повышению, неверно. Пенсионеры работают только потому, что пенсия настолько мала, что на нее нельзя прожить. «Если пенсия будет позволять нормально жить, люди будут уходить на пенсию. Это хорошо с точки зрения человека. С точки зрения Министра финансов – это катастрофа. С точки зрения Министра финансов пенсионный возраст должен быть ровно таким, чтобы человек потом пенсии не требовал. У общества другая задача – обеспечить достойную старость», — заключил Михаил Шмаков.
Управляющий директор Российского Союза Промышленников и Предпринимателей Марина Валерьевна Москвина сказала, что концептуально РСПП за повышение срока, но необходимо тщательно посчитать все риски: «Меры Правительства должны сохранять и развивать принципы социального страхования, а не разрушать их. Сегодняшняя ситуация, когда за работающих пенсионеров выплачивается взнос в полном объеме, а их права реализуются в пониженном объеме, недопустима». Она обратила внимание, что сегодня до 1/3 всех пенсионеров получают досрочную пенсию, и необходимо переоценить основания досрочных пенсий и избавиться от тех, которые потеряли свое социальное значения.
Говорил бизнес и о том, что надо повысить прозрачность того, во что инвестируются пенсионные деньги. Это должны быть окупаемые проекты. Что надо расширять возможности по занятости населения старшего возраста, стимулируя это налоговыми преференциями.