России необходимо укреплять семейный бизнес, поскольку семейственность в предпринимательстве позволит решить целый ряд социальных и экономических проблем. С одной стороны, семейный бизнес — это преемственность поколений, поддержка семейных ценностей и уменьшение числа разводов, с другой — решение проблем занятости и развития малого бизнеса.
Это понимают в российском правительстве. Премьер-министр Михаил Мишустин, открывая IV Всероссийский форум семейного предпринимательства «Успешная семья – успешная Россия!», признал, что три четверти небольших предприятий в стране — семейные.
«Но какие шаги нужны, чтобы этот бизнес развивался?», — спросил он предпринимателей и поручил Торгово-Промышленной Палате (ТПП РФ) подготовить конкретные предложения по механизмам поддержки семейного бизнеса.
Сегодняшняя попытка выработать регулирование на федеральном уровне — не первая, но Закона о семейном бизнесе по-прежнему нет. Помощь семьям ограничивается целевыми программами (например, «социальным контрактом») и инициативами отдельных регионов, а эффективные общенациональные механизмы поддержки отсутствуют.
«Пока мы не наберём критическую массу в поддержку закона, мы его не проведём», — увещевает глава ТПП РФ С.Н. Катырин. Немало труда требуется для обобщения нужд таких разных семейных предпринимателей.
Да, федеральная поддержка даст возможность нарастить долю семейного бизнеса с нынешних 20.8% ВВП, которые кратно меньше, чем в других развитых странах. Но проблемы российских малых предприятий подчас завязаны на общеэкономические проблемы региона и страны, в том числе низкую платёжеспособность населения и отсутствие инфраструктуры.
ТПП РФ уже выявила основные факторы, сдерживающие развитие семейного бизнеса в стране. Как бы это ни показалось странным, но наиболее ощутима проблема кадрового обеспечения, ставшая следствием изменений в системе профессиональной подготовки.
В стране исчезли профтехучилища и техникумы, а появившиеся в изобилии юристы и экономисты не могут восполнить дефицит обычных рабочих кадров (его отмечают 67% семейных предпринимателей), высококвалифицированных рабочих (42%) и даже офисных работников (27%).
Дело, как мы видим, не только в деньгах, хотя и в них тоже. Многие предприниматели не прочь получить финансирование (и даже нередко получают его в виде грантов), но просят главным образом о том, чтобы им «не мешали работать». Речь идёт о снятии административных барьеров и отказе от навязчивого внимания со стороны властей.
«Регионы теряют предпринимателей», — вынуждена констатировать член Совета Федерации от Коми О. Епифанова. — Самую важную роль семейный бизнес мог бы играть на Севере, но здесь 30% территории не обеспечено даже мобильной связью… Предприниматель также не конкурентоспособен, потому что должен платить сотрудникам северные гарантии, которые раньше лежали на плечах администрации».
Сенатор коснулась и общероссийской беды индивидуальных предпринимателей — их незащищённости перед законом. «Он не имеет право на больничный, отпуск, и в целом бесправен. А как быть, если его члены семьи не оформляются в качестве работников? Это вопрос, который надо решать».
«Приезжайте, мы поможем семейному бизнесу», — говорят многие представители власти в регионах. Но сегодня даже само понятие «семейного бизнеса» не имеет чёткого определения. «Мы для себя решили, — говорит представитель Кузбасса, — что к семейным предприятиям относятся такие, где либо не менее 20% работников, либо учредителей являются членами одной семьи». Даже такой базовый вопрос ещё надлежит решить.
Разработанные критерии отнесения к семейным предприятиям откроют возможности и к принятию федерального законодательства, и к оказанию поддержки по линии Корпорации МСП. Последняя работает над увеличением присутствия семейного бизнеса в торговых сетях, продвижением его товаров на экспорт, встраиванием в цепочки крупных российских и международных компаний, а также предоставлением вожделенных кредитов под не более чем 5% годовых (сегодня мало кто может их получить). «Быстрое финансирование, желательно онлайн и без залога», — одна из надежд семейного бизнеса в России.
Он же сам — надежда России на то, что семья получит должное уважение со стороны государства как экономический институт. Уважение и поддержку, которая в этом случае может оказаться куда действенней, чем разрекламированная, но мало эффективная забота о малом и среднем бизнесе в широком понимании этого слова.