Королева Виктория, правившая дольше кого-либо за всю историю монархии (более 60 лет, 1837–1901 гг.), была прекрасным главой государства, но отвратительной матерью, хотя у неё было 9 детей.
Старший из них — наследный принц Альберт (Берти), однажды сказал ей: «Если ты не прекратишь своё безобразное отношение к нам, мы тебя объявим сумасшедшей и отправим в лечебницу».
Семья, власть и экономика — не одно и то же. Во времена королевы Виктории экономическое могущество небольшого островного государства увеличило свой потенциал в 16 раз, а благосостояние на душу населения выросло вдвое, хотя вдвое же выросло и число проживающих в Великобритании людей!
«Золотой век» британской экономики ознаменовался промышленной революцией, превратившей Туманный Альбион в «мастерскую мира», и распространением железных дорог, телеграфа, парохода, открывших новые перспективы и возможности для англичан и для всего мира.
Это неправда, что США больше, чем какое-либо государство увеличили свой потенциал за короткий исторический промежуток — годы Первой Мировой войны. На первом месте в экономических достижениях была Англия; она остаётся непревзойдённой и поныне.
Загадка могущества этого бедного минеральными ресурсами европейского государства в том, что его элита всегда опиралась на союз технократов и гуманитариев, ещё со времён Исаака Ньютона, Адама Смита и Дэвида Рикардо, придумавших внешнюю политику Великобритании. Они были плоть от плоти, кровь от крови производные этого союза.
Англия вывела для себя вечную формулу счастья: морской народ должен всегда побеждать народ суши, и при этом торговать, торговать и ещё раз торговать.
Использовав весь потенциал науки мира, англичане пришли к выводу, что невозможно развивать экономику, не развивая международные экономические связи.
Викторианская эпоха была временем беспрецедентного расширения Британской империи. Укреплялась колониальная система, ширился охват международной торговли англичан. И всё это опиралось на политическую стабильность монархического типа (науку и экономику двигали вперёд дворяне) и технологические преимущества товаров Великобритании.
Невозможно за 30 лет хождения по мукам создать новую элиту, если всё надо начинать с нуля. Вновь пришедшие к власти голодранцы будут за одно поколение набивать свою мошну с тем, чтобы передать заработанное-награбленное своим детям.
Ничего нового не дал и марксизм, якобы самое совершенное оружие пролетариата, обеспечивающее ему рай на Земле.
После падения Берлинской стены и крушения СССР прошло три десятилетия. Вдумайтесь в одну простую мысль: сколько было выборов, от муниципальных до президентских, сколько было изобретено экономических политик: а воз и ныне там! Ни роста населения, ни увеличения благосостояния людей, ни технологий, ни расширения международной торговли.
Ведь если бы после крушения СССР ВВП страны вырос бы так, как вырос ВВП Великобритании за время правления королевы Виктории, все бы ликовали: хлопали в ладоши и говорили, что вмешательство государства в экономику позволило экономике торжествовать.
Но если бы эти 30 лет государство просто даже не вмешивалось в экономику, как это было в Великобритании периода расцвета, но был бы рыночный передел советской экономики, в чистом виде костлявая рука рынка руководила бы экономическими процессами, то даже и в этом случае экономика выросла бы кратно.
А всё дело в том, что как в СССР, так и в России всегда была в загоне наука о социальной антропологии, «экономические операторы» (как ласково назвал предпринимателей Дмитрий Медведев), руководителей олигополии и мужи науки воспринимались отдельно друг от друга, шли каждый своим путём.
Надо признать, что в СССР всё же изучались кратология и даже политология, хотя в кастрированном, ампутированном виде. Рождались потрясающие по мировым масштабам произведения, такие как «Номенклатура» Михаила Восленского.
В 2024 году произойдут сакраментальные события в мировой экономике. Будет решаться вопрос о том, выйдет ли Россия из изоляции или будет продолжать вынужденный курс на импортозамещение.
Я уверен, что совместными усилиями удастся пробить стеклянный потолок мировой экономики в 2024 году. Транснациональные корпорации (ТНК), транснациональные монополии (ТНМ) и здоровые силы в экономике России совершат этот подвиг, по масштабам библейский. Он будет состоять в том, что страна будет выходить в мировое экономическое пространство обновлённой, с огромной надеждой на человеческое процветание самой богатой ресурсами страны мира.