Монумент С. Прокофьеву торжественно открылся напротив дома-музея композитора в Камергерском переулке в Москве 11 декабря 2016 года. По словам Замминистра культуры РФ Александра Журавского, это событие подвело итог проведению года Прокофьева в России, в рамках которого состоялось более 1’200 мероприятий, а на недавно закончившемся в Санкт-Петербурге Культурном форуме имя С. Прокофьева звучало ежедневно.
Автор бронзового памятника высотой 210 см — академик Российской академии художеств, Народный художник России А.Н. Ковальчук. Замысел скульптора состоял прежде всего в том, чтобы «сделать памятник органичным по отношению к месту», и он нашёл решение, увидев фотографию идущего С. Прокофьева. Так, бронзовый композитор сегодня идёт по Камергерскому вместе с нашими современниками.
Инициаторами сооружения стали Российское военно-историческое общество и Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры (ВМОМК) имени М.И. Глинки, в юрисдикцию которого входит дом-музей композитора. Ведущим открытия памятника был директор ВМОМК Михаил Аркадьевич Брызгалов.
Генеральный директор Мариинского театра В.А. Гергиев, присутствовавший на мероприятии, сказал о том, что итогом года С. Прокофьева стало то, что «все юные музыканты, начиная с 12 лет, сегодня входят в удивительный мир его сочинений». По мнению маэстро, объехавшего за последний год 19 стран с концертами памяти композитора, С. Прокофьев занял подобающее ему место на музыкальном олимпе и может быть назван Моцартом XX века.
ВМОМК им. М.И. Глинки открыл новую экспозицию в доме-музее, бывшем домом второй жены композитора М. Мендельсон, где С. Прокофьев прожил 6 последних лет жизни. Предметы, связанные с профессиональной и личной жизнью этого выдающегося человека поступили на выставку из разных источников, таких как личный фонд внука С. Прокофьева Габриэля, из запасников ВМОМК, Мариинского театра и других.
Культурно-политический журнал «Э Вести» попросил В.А. Гергиева поделиться впечатлением от экспозиции и выделить то, что ему, близкому семье композитора и знатоку его творчества, показалось наиболее интересным:
«Очень здорово, что в экспозиции представлено такое количество информации, фотографий.
Я начну с того, что я увидел среди личных вещей Сергея Сергеевича. Мы узнаем о личности творца, даже когда мы видим его фрак. Это был стройный, даже изящный артист. В этом фраке трудно себе представить кого-то ещё, кто производил бы впечатление более элегантного, даже утонченного артиста. Это сразу бросилось в глаза.
Но мне кажется, что мы все вместе можем обогатить наследие Прокофьева, оживить его. Я не так давно был в Гаване, кстати, раньше американского Президента, и узнал, что в театре, в котором мы выступали, выступали также С.В. Рахманинов, А. Павлова, Ф.И. Шаляпин, Хейфец и Горовиц, Карузо… И так же мы выходим на сцену Карнеги Холл. Для нас, русских художников, память – это прежде всего важные и волнующие встречи со сценическим пространством, помнящим мастера.
Я думаю, что прокофьевский мир будет еще ярче представлен и здесь, и в Петербурге, и в регионах России. Мы с вами что-то должны сделать, чтобы регионы России выглядели помощнее, побогаче, ведь именно они должны хранить память о тех великих музыкантах. Прокофьев проехал почти 100 лет назад до Владивостока и оказался в Японии. Мы, весь коллектив Мариинского театра, месяц назад были на Сахалине, в Хабаровске, Уссурийске и сейчас наладим там совершенно другие структурные связи между регионами, и Прокофьеву будет уделено колоссальное место. Важность прокофьевского наследия мы уже показали, канал Культуры протранслировал наш концерт из Владивостока на всю страну. Мне кажется, мы смелее должны поощрять и финансировать продвижение в регионы, но только оно должно быть связано с чем-то существенно важным в нашей истории.
Сегодня тем филармониям, где выступал и через которые проезжал Сергей Прокофьев, нельзя не знать его жизненный путь. Это и небрежность, и даже неуважение. Я повторяю – спасибо О.Ю. Голодец, спасибо властям Москвы, активистам и энтузиастам, но у нас впереди еще много работы. Когда театр в Хабаровске, Якутске, Красноярске сделает своими силами прокофьевский фестиваль и там прозвучат 5-6 опер Прокофьева, тогда можно будет сказать, что у нас грандиозные изменения в стране. Я думаю, что ресурсы неисчерпаемы, но надо работать лучше».
Источники: Glinka Museum