Путь к экономическому процветанию лежит через справедливость

реституция в России

У Канта в «Критике практического разума» есть мысль о том, что поступать нужно только согласно такой максиме, которая должна быть всеобщим законом. Мы и сегодня живём в мире Эммануила Канта, но не только потому, что существует эта максима, но и потому, что до этого Галилеянин говорил: поступайте с другими так, как вы бы хотели, чтобы они обращались с вами (Евангелие от Матфея, 7:12).

Когда мне было 19 лет, мой будущий учитель профессор Евгений Косарев (и.о. директора Института Латинской Америки, впоследствии ушедший из него, поссорившись с бывшим директором проф. Вольским) рассказывал мне, что когда он был совсем молодым человеком и работал младшим научным сотрудником в НИИ Госплана (такой уже существовал в 1920е годы в СССР),  он сопровождал великого экономиста Джона Мейнарда Кейнса во время одного из трёх тайных визитов в СССР.

Женатому на русской балерине Лидии Лопуховой англичанину Кейнсу приписывают «американское чудо». Это было мировое чудо, ведь Кейнс вместе с американцем Гарри Декстер Уайт вывел из кризиса сначала США, а затем и весь мир. Экономисты обеспечили мировой экономике круги роста.

Джон Мейнард Кейнс с женой Лидией
Джон Мейнард Кейнс с женой Лидией

Что легло в основу теории Кейнса, благодаря чему он вывел экономику из депрессии, получившей название Великой из-за беспрецедентной разрушительной силы? Его тезис состоял в том, что инвестиции в потребление и вообще любые способы роста потребления (в первую очередь, за счёт инвестиций) самый лёгкий и быстрый способ достижения экономического роста и выведения экономики той или иной страны на пути долгосрочного поступательного развития.

Главная идея Кейнса состояла в том, что не может в экономике быть тупикового развития — всегда найдётся способ (ресурс) для разработки стратегии, приносящей доход, прибыль и, в конечном счёте, процветание. Один из инструментов своей теории Кейнс нашёл в СССР. Ресурс, который всегда «срабатывает» — это общественно-полезные работы, такие как строительство домов, аэродромов, линий электропередач, портов, крупных промышленных агломераций.

Как мне рассказывал Косарев, подсказка экономистом была найдена в НИИ Госплана. Молодой будущий Нобелевский лауреат по экономике ходил по учреждению с клеенчатой тетрадью, куда заносил все цифры, наблюдения  и комментарии относительно своей гипотезы.

Затем  именно британец Кейнс, а не американец Уайт сумел убедить президента Рузвельта создать диалог Мост с американскими олигархами, целью которого было сначала акционирование, а затем и привлечение крупных масс трудящихся предприятий в качестве совладельцев.

Идея народного капитализма также имеет российское происхождение, она была подсказана Кейнсу в 1920е годы, когда он тайно трижды приезжал в СССР. Народный капитализм не мог прижиться в нашей стране, не приживается он здесь и в постсоветский период. Инструмент получил наиболее широкое хождение в Швеции, Дании, Норвегии и даже Финляндии, отчасти — в Японии и Великобритании, но в Америке стал нормой жизни сразу после конца Великой депрессии в 1933 году.

Кейнс и Уайт
Кейнс и Уайт

Акционированным (народным) капитализмом занимались и в ИМЭМО, когда я работал там (в 1978-2002 годы), но очаговые исследования не носили системный характер. Однажды в разговоре с академиком Абрамом Милейковским — одним из авторитетных авторов политэкономии социализма, я неаккуратно обронил: «Вот бы в СССР ввести что-то наподобие того, что есть на заводах Тойота или Вольво! Раздать акции рабочим! Ведь это будет почище, чем социалистическое соревнование и неминуемо отразится на результатах, повысит производительность труда». Ничтоже сумняшеся академик ответил мне: «Заблуждаетесь, в СССР напрочь утрачено чувство корысти и собственнические настроения. Не забывайте, что здесь выросло уже третье поколение людей, не знающих, что такое частная собственность».

Аберрация (искажение) сознания нас преследует повсюду, такова реальность нашей жизни. Но мне, 48 лет проработавшему на научно-педагогическом поприще в сфере мировой экономики и международных отношений, трудно смириться с главной чертой этой аберрации — когда мне говорят, что социально-экономическая реституция в России не только не будет приносить никакой пользы экономики, но даже может привести к социальному напряжению и гражданским конфликтам.

Я убеждён, что память у людей исторична — пройдут хоть 10 поколений, а они будут помнить и своих предков, и то, чем они обладали. В людях всегда сидит частнособственническое начало, имманентно присущее человеческой натуре (корысть и сребролюбие — другое).

Венгерский учёный Янош Корнаи, всю жизнь посвятивший изучению советской модели экономики, как никто другой знал о том, что кроме госмонополистической никакой иной собственности в странах соцлагеря не существовало, поэтому не было и условий для социально-экономической реституции. Но везде, во всех странах, где она была проведена, она оказалась экономически выгодной гражданам, государству, экономике. Реституция приносила не просто прибыль, но делала экономику эффективной и обладающей долгосрочным поступательным развитием.

В страну в результате реституции .поступают инвестиции. Почему они хлынут — отдельный разговор, существует масса схем, механизмов и методик получения инвестиций, если в экономике есть хотя бы один здоровый ресурс. На него всегда можно нанизать прочную основу для создания механизма эффективной экономики и выработки процессов поступательного развития.

Механизмов проведения реституции 16, они описаны в научной литературе. Моделей реституции значительно больше, поскольку она проходила во всех странах и везде, последние два века уж точно. Если взять один только пример Франции, то там все примеры реституции, начиная с первого падения дома Бурбонов и казни Людовика XVI и до реставрации и Крымской войны, носят исключительно благотворный и позитивный характер. Особенно можно выделить опыт возвращения дома Орлеанов.

Взять соседнюю Испанию — реституция после ухода республиканцев и занятия их территорий «националами» (франкистами) или реституция после прихода Хуана-Карлоса I в обратную сторону. Всё это носило позитивный характер. Тогда многим «республиканцам» через разные формы вернули движимое и недвижимое имущество.

Реституция также прошла в Восточной Германии (очень интересный опыт), Польше, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, отчасти в Румынии и странах Балтии.

Специальные комитеты ООН, в частности, ЮНИДО и другие изучали опыт реституции не только в Европе, где он наиболее живописен и многообразен, но и в других странах, где происходили различные социально-политические катаклизмы. Тезис о том, что реституция в России невозможна из-за существования особой формы собственности — миф. Никогда никакой социалистической собственности не существовало, особенно на средства производства. У всякой собственности в СССР (основного капитала) всегда был хозяин. В известной работе Михаила Восленского «Номенклатура» и последующих работах Джиласа и Александра Яковлева «Чёрная книга коммунизма» чёрным по белому описан данный камуфлет.

В настоящее время поставить в повестку дня вопрос о проведении реституции более чем своевременно, поскольку нет ни социализма, ни коммунизма. Сохранение де-юре духа и буквы социалистической формы собственности при зоологическом капитализме — нонсенс.

Путь к экономическому процветанию лежит через справедливостьВспоминается Путь самурая Бусидо — кодекс чести самураев, японских дворян, которые предназначены сохранять мир в обществе любыми средствами через охрану справедливости, и помнить правило «ствола и ветвей» (чтить предков).

Российские дворяне должны поднять флаг защиты памяти предков и восстановить историческую справедливость, вернуть исторически правовую и единственно законную форму собственности, права добросовестных владельцев на собственность предков, утерянную неправовым способом (насилие всегда неправовое) в правовое и цивилизационное поле. Восстановление справедливости послужит на благо всех людей в России и мире.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку