В предрождественские дни (православное Рождество празднуется с 6 на 7 января) душа христианина погружается в состояние особого покоя и промыслительных настроений. Уместно напомнить о том, что были, есть и будут люди, способные влиять на окружение так, что люди становятся чище, лучше, светлее и счастливее.
Таким человеком был Рафаэль Санти — выдающийся художник, поэт, скульптор, общественный деятель и вообще хороший человек, который прожил очень короткую жизнь. Он начал творить в 12, а умер в 37 лет. За 25 лет творчества художник оставил по себе такую память, что начиная с раннего Средневековья и до сегодняшнего дня люди преклоняются перед ним как перед святым.
Говорить о Рафаэле Санти как о художнике, хотя он выдающийся светоч изобразительного искусства — этого мало. О нём надо говорить как о крупном историческом явлении, которое перевернуло сознание людей и повлияло на движение цивилизации вперёд.
Многие исследователи проблем культуры, в том числе Ф. Достоевский, У. Черчилль и А. Жид, утверждали, что Рафаэль Санти сопоставим по значению в истории цивилизации всего с несколькими людьми его масштаба. Такими, как И.С. Бах в музыке.
Бах — духовный родоначальник контрреформации в Европе, а Рафаэль Санти, будучи гением в живописи, пошёл дальше, достигнув необъяснимых высот в своем ремесле.
Шедевры, вышедшие из-под его рук, находятся не только в Сикстинской капелле, они разбросаны по всей Италии и миру. Он повлиял на саму концепцию Гуманизма, хотя формально соответствующего образования он не получил.
Человек в Средневековье благодаря Рафаэлю Санти стал иначе подходить к таким простым понятиям, как красота, Вечность и христианское служение.
Рафаэль Санти, приехав в Рим в 25 лет, был потрясен: как в Античности могли создавать высокие шедевры искусства, которого в его эпоху не знали и забыли?
Главная задача Рафаэля Санти (он это пишет в письме Льву X) было бросить все силы церкви на изучение руин Рима и Италии, чтобы иначе послать взгляд христианского служения на достигнутые высоты человеческого мастерства.
Рафаэль изучал руины дворцов, в частности, Золотой дворец Нерона, едва откопанный из-под земли, шедевры скульптуры, керамики и вазового дела, к которому особенно уделял большое внимание.
Художник установил связи ещё с предшественником Льва X Юлием II. Рим, в отличие от других городов Италии, развивался не центрическим, а кольцевым путем. Там не было одного клана как во Флоренции или Милане. На папском престоле они сменяли один другой, и за счёт этого создавалась возможность приглашать всё новых и новых деятелей искусства в зависимости от предпочтений новых глав династий.
Юлий II не просто так имел имя Юлия. Он это имя взял как подражание великому Юлию Цезарю и ставил перед собой задачу преобразования Рима благодаря приглашенным звездам искусства. Также он желал укрепить власть христианской церкви в мире. Что-то наподобие Великой Римской империи времён Траяна, «от Геркулесовых столпов до Вавилона».
Все последующие папы, включая Льва X, переняли эстафетную палочку у Юлия, и продолжали создавать Рим как центр мирового христианства. Для этого им нужны были выдающиеся деятели искусства, такие как Рафаэль.
Рафаэлю покровительствовал лично Папа. На протяжении всех лет проживания художника в Риме, он ежедневно встречался с понтификом, беседовал с ним, и в силу возможностей влиял на главу христианского мира.
Это влияние выразилось не только в огромном количестве заказов, которые кратно превышали объём заказов его соперника Микеланджело, но и его собственные возможности. Лаврентий II Медичи безуспешно пытался сделать заказ на свой портрет — очередь была на десятилетия вперёд и некоторые заказы после смерти художника годами выполняли его мастера.
Рафаэль был баснословно богат. В отличие от Микеланджело, он славился приятными манерами, добрым и ласковым характеров. Если соперник из своей мастерской выгонял даже помощников грубым образом и недоплачивал им, Рафаэль раздавал деньги и помощникам, и простым людям. Когда он выходил из мастерской, то, как пишет Джорджо Вазари, его сопровождали несколько сотен человек.
Когда Рафаэль умирал, он щедро распорядился состоянием: свои произведения искусства он отдал ученикам, свой дворец — кардиналу Биббиене, с племянницей которого обручился, а остальное имущество распределил между родственниками и своей возлюбленной Маргаритой.
Рафаэль остался в памяти не только как выдающийся художник, общественный деятель, повлиявший на основные принципы гуманизма и ставший воплощения гуманизма, но как тот, кто показал пример возможного воздействия на коллективное сознание людей, способных воспринимать прекрасное. Его имя долгое время было окутано легендой (художник умер в Страстную Пятницу), а похороны сопровождались несчетной толпой. Папа публично поцеловал руку покойного.
В светлые и радостные рождественские дни, у нас есть возможность погрузиться в христианские переживание, вспомнить близких, свое предназначение и понять, что цивилизация предназначена людям во имя радости, света и добра.