Разумное ограничение в еде и движение омолаживают организм

ограничение в еде

Американский биолог Арик Н. Роджерс из биологической лаборатории MDI в Бар-Харборе решил оценить воздействие дефицита питательных веществ на стареющий организм и на человека вообще. Для начала он провёл опыты не на человеке, а простейшем — черве-нематоде, генетически схожем с человеком в восприятии питательных веществ. Учёный надеется, что углубление научных знаний об этом в дальнейшем позволит разработать антивозрастные препараты для людей и доказать преимущества здорового образа жизни, подвижного, со сбалансированным питанием.

Результаты исследования заинтересовали редакцию журнала Frontiers in Aging, где была опубликована научная статья о его результатах. К оценке данных присоединилась профессор философии Эмбер К. Говард из Университета Джорджии, ставшая соавтором работы.

Учёные ставили задачу понять ответ организма на сигнал на клеточном уровне о недостаточности питательных веществ, который даёт недоедание или физическая нагрузка. Когда сигнал производится, то в организме запускается программа самосохранения и поддержания продолжительности полноценной жизни, которая подавляет рост и размножение большинства тканей, кроме мышечной, обречённой на поиск еды.

По мнению Арика Н. Роджерса, дезактивацией этой системы объясняется то, что у спортсменов (людей с чрезмерной мышечной нагрузкой) возникает состояние прекращения роста и репродукции. Женщины-спортсменки часто лишены месячного цикла — у них возникает «спортивная аменорея».

Противоположная ситуация, когда мышцы бездействуют и не требуют подпитки, делает их неактивными. Оборотной стороной этого явления становится активизация репродукции — возникают оптимальные условия для роста и размножения.

«Мы считаем, — говорит учёный, — что мышцы могут посылать гормоноподобный сигнал для производства и высвобождения белка. Если организм не использует свои мышцы, то он получает сигнал для репродуктивной системы о том, что активность в поиске пищи низкая — пищи много — и, следовательно, что условия являются оптимальными для создания следующего поколения. Клеточные ресурсы настраиваются на рост и размножение».

Вот только здесь начинаются различия между людьми и червями, которые не знают жизни без репродуктивной функции — она слишком коротка. А человек, теряющий способность к размножению в пожилом возрасте, получает гипер патологии старости — рак, диабет и гипертонию. Сигнал о сытости — он же сигнал к репродукции, требует от него того, что человек уже не в состоянии выполнить, и начинает неверно употреблять белок.

В последние десятилетия в США стало популярным лекарство под названием рапамицин (миметик), подавляющее трансляцию белка (отключающее синтез белка в мышцах). Одновременно он предотвращает возникновение возрастных дегенеративных заболеваний у мышей, которые являются такими же млекопитающими, как и люди.

Многие люди в мире старше 60, и особенно старше 80 лет страдают атрофией мышц — саркопенией. Роджерс предлагает разработать антивозрастную терапию, которая способствует долголетию, защищая мышцы от атрофии. Осталось только разработать лекарство, которое не будет иметь побочных эффектов.

А пока вывод прост, и он подтверждает известные мысли о том, что потребление белка с возрастом нужно ограничивать. Не переедайте и больше двигайтесь  — это сделает вас не только здоровее, но и моложе.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку