Примерно 410 лет назад родился один из самых великих художников за все века, который пережил в свое время и критику, и пренебрежение, и нищету, но оставил нам огромное количество шедевров живописи и графики голландского реализма, которые позволили по-новому взглянуть на мастерство владения кистью. Имя ему – Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmenszoon van Rijn).
Манера живописи Рембрандта
Он считался мастером светотени. Все образы на его картинах предстают как будто на сцене, выступая из темноты на свет прожекторов. От этого характер полотен приобретает некую драматичность. Пока одни считали его виртуозом светотени, другие критиковали за резкость, невнимательность к полутонам, тяге к корпусной живописи. Те критики, которые хорошо знали автора, говорили в его защиту, что в поздние годы начал вырываться на волю его живой, нетерпеливый нрав.
В свою очередь, можно заметить, что не столь детально Рембрандт прописывал те картины, которые писал для себя, но, несмотря на это, они выглядят максимально реалистично. Насчет смелых мазков чистым цветом, он действительно не боялся их использовать, особенно, если хотел сделать акцент на чем-то. Он рискованно использовал красный цвет и его оттенки, но они никогда не нарушали гармонию полотна. Колорит его картин всегда оставался в землянистых оттенках. Писал он всегда по темному грунту, от этого некоторые картины со временем потемнели. Так, например, действие картины «Ночной дозор» на самом деле происходит днем. Это было выявлено только после тщательного рентгеновского исследования. Еще один нюанс его техники, который мог повлиять на изменение цветов полотен – тяга к многослойной плотной проработки изображения. Краской он как будто пытался слепить барельеф, чтобы его эмоциональные образы на полотне ожили. По этому поводу его современники даже шутили, что людей на его портретах можно схватить за нос и приподнять картину. Он действительно не жалел краски: в некоторых местах красочный слой достигал сантиметра в толщину.
Образы женщин
«Даная» — украшение коллекции Эрмитажа и самая знаменитая работа Рембрандта. На ней художник умудрился изобразить сразу двух своих любимых женщин. Перерисовка лица произошла спустя годы после создания полотна, для которого позировала жена автора. Это и золотой дождь, который исчез с картины были обнаружены при рентгеноскопии. Сейчас мы видим лежащую фигуру молодой женщины, освещенную ярким светом. Она приподняла руку, как бы дотронуться к этому сиянию. Одновременно с этим мы видим Амура у изголовья кровати: его руки скованы, он пытается высвободится, плачет, но это не под силам ему. Если уж Зевс выбрал Данаю, то ему никто не помешает в его любовной интрижке.
Картина была испорчена невменяемым посетителем, после чего реставрировалась. Поэтому некоторые сегодня сомневаются по поводу подлинности полотна, выставленного в Эрмитаже.
Здесь же вы сможете увидеть картину «Флора» — портрет беременной Саскии. Она одета в красивый наряд в оливковых и охристых цветах, голову ее украшают цветы, а в руке растительный посох. Этот образ был подобран не случайно. Флора – это символ плодородия, молодости, красоты природы. Именно это Рембрандт видел в Саскии на тот момент. Годы спустя в этом же образе он пишет уже другую свою возлюбленную — Хенрикье Стоффелс. Но если Саския выглядит кротко и мило в образе Флоры, то Хенрикье величаво и роскошно. Манера письма автора тоже заметно меняется, также как и подбор фона. Последняя работа менее контрастна.
Невостребованность
Рембрандт был реалистом: он не боялся действительности, мог увидеть красоты в обыденном. Он любил писать простых людей, людей в возрасте, на лице которых была написана целая история их жизни. В коллекции Эрмитажа есть два портрета, подтверждающих это — «Портрет пожилой женщины» и «Старик в красном». Он не боялся ни старости, ни смерти. Для многих до сих пор жутко смотреть на его работу «Урок анатомии». Именно из-за поздней тематики картин и темного колорита он стал терять популярность. Потихоньку во вкусах начался переход к рококо, и настроению публики стали больше по душе полотна в светлых тонах с милыми и ненавязчивыми сюжетами.
Переломным моментом стал заказ на картину, которая после получила название «Ночной дозор». Групповой портрет стрелков был написан динамично, светлые, яркие и темные пятна были уравновешены на полотне. Все выглядело живо и гармонично, но заказчикам это не пришлось по вкусу, поскольку некоторые фигуры было плохо видно на картине, вдобавок появились лишние персоны в постановке. Задумка художника не была понята.
На закате
В Лувре тоже есть полотна Рембрандта – «Портрет Хенрикье» 1652 года и «Вирсавия в купальне». По предположению, на обоих полотнах изображена одна и та же женщина. Ее портрет был написан еще в начале их отношений. Молодая Хенрикье на нем выглядит счастливой. Она с робостью смотрит на своего кумира. По нежной манере письма автор раскрыл взаимность этих чувств. Вторая работа сделана по библейскому сюжету, с которыми нередко работал художник. Вспомним хотя бы полотно «Жертвоприношение Авраама», которое хранится в Эрмитаже. Но то, что Рембрандт изобразил Хенрикье в этом образе, можно считать огромным комплиментом. Как мы помним из писания, это была удивительной красоты женщина. И, несмотря на то, что она не вписывается в современные каноны красоты, она завораживает нас – красивая фигура, несмотря на легкую полноту, выразительные черты и роскошные яркие волосы. На картине Вирсавия изображена печальной, в руке ее письмо. Вероятно, в нем говорится о смерти ее мужа, которого царь Давид специально отправил на жестокое сражение, чтобы заполучить его красавицу-жену.
Еще одна интересная работа Рембрандта на библейскую тему называется «Борьба Иакова с ангелом». Она хранится в Берлинской галерее. Ангел на полотне прописан восхитительно – лицо, развевающиеся волосы, парящие крылья. Вот только самой борьбы мы не видим. Но это не потому, что Рембрандту не удалось этого сделать. Возможно он глубже ознакомился с библейским сюжетом. В писании сказано: «Он боролся с Ангелом — и превозмог; плакал и умолял Его». Борьба тут подразумевается совсем иная. Также мы знаем, что ангел являлся во сне, поэтому Иаков изображен в полудреме. Лицо ангела не выражает агрессии, скорее вызов и снисхождение.
Немалую роль уделял Рембрандт и автопортретам. Портреты преобладали в его творчестве. Он любил раскрывать характер людей и их эмоциональное состояние на своих полотнах. Зачем же художник пишет собственный портрет? Только в такой способ можно посмотреть на себя со стороны и на уровень своего мастерства. На его автопортретах запечатлена вся его жизнь: в молодые годы мы видим амбициозного, немного тщеславного и активного молодого человека, полного сил для новых свершений; автопортрет с Саскией это легкая самокритика своей праздной жизни; на последних работах он выглядит уставшим и подавленным, он потерял близких людей и славу и уже разуверился во всем, без жалости смотреть на этого человека невозможно. Утешило бы его то, если б он узнал какое многовековое признание получит?
В Амстердаме есть Дом-музей Рембрандта, где выставлены офорты и рисунки художника, а также картины учителей и учеников великого мастера. До 3 сентября выставка будет пополнена работами из коллекции его друга Яна Сикса: будут представлены портреты Рембрандта и офорт его авторства, на котором изображен Ян Сикс. Параллельно проводятся мастер-классы по изготовлению красок, как в былые времена и технологии офортов. Будучи в Амстердаме вы также сможете увидеть в Рейкмюсеум картину «Ночной дозор». Но чтобы насладиться созерцанием знаменитых шедевров Рембрандта далеко ездить не нужно. Эрмитаж имеет, пожалуй, лучшую коллекцию работ художника. К сожалению, сейчас большая ее часть на выездной выставке в Токио и останется там до поздней осени.