Рихард, но не Вагнер. Штраус (не Иоганн). Скромный тезка великих кумиров

Рихард, но не Вагнер. Штраус (не Иоганн). Скромный тезка великих кумиров

О себе он самокритично говорил: «Я – первоклассный второсортный композитор». Но на века вписал свое имя в музыкальный романтизм и оставил яркий след в истории экспрессионизма. О композиторе и дирижёре Рихарде Штраусе говорим в день его рождения, 11 июня.

Рихард Штраус (1864 – 1949)
Рихард Штраус (1864 – 1949)

Родители запрещали Вагнера

Сын первого валторниста Мюнхенской придворной оперы Рихард Штраус с детских лет рос в окружении музыки и выдающихся музыкантов. Его первое сочинение создано в возрасте 6 лет, а музыкальное образование включало уроки игры на фортепиано, гармонию и композицию.

В 10 лет Рихард впервые услышал оперы своего тезки Рихарда Вагнера. В те годы они шли в оперном театре Мюнхена, где работал его отец. Родители, распознав увлечение сына стилем Вагнера, категорически запретили ему знакомиться с партитурами композитора – эту музыку они считали недостойной академического музыканта. «Запрещенка» в виде собственной партитуры «Тристана и Изольды» появилась у Штрауса только в 16 лет и во многом определила его будущий музыкальный стиль и судьбу.

В 20 лет он покинул родной Мюнхен и начал дирижерскую карьеру в качестве ассистента Ганса фон Бюлова, вскоре сменив последнего на посту в Мюнхене. Здесь под влиянием скрипача и композитора Александра Риттера он вновь погружается в музыкальную эстетику Вагнера и приходит к собственному музыкальному стилю.

Мастер симфонических поэм

Манифестом зрелости Рихарда Штрауса становится его первая симфоническая поэма «Дон Жуан». Ее премьера состоялась в Веймаре в ноябре 1889 года в Придворном театре, капельмейстером которого Штраус был недавно назначен. Сочинение и дирижерское мастерство Штрауса сорвали «бурю аплодисментов» и открыли Европе имя нового музыкального кумира.

Жанр поэмы, подхваченный от предшествующих поколений романтиков – Листа, Берлиоза и других, в творчестве Рихарда Штрауса предстала в почти театральных зарисовках с блестящей оркестровкой. «Дон Жуан», «Смерть и просветление», «Веселые проделки Тиля Уленшпигеля», «Так говорил Заратустра» и другие поэмы подарили Штраусу признание публики и коллег. И хотя сам он не считал себя «первоклассным» композитором, но во многом благодаря этим произведениям его имя встало в один ряд с крупнейшими музыкальными творцами XIX-XX столетий.

«Веселые проделки Тиля Уленшпигеля» в исполнении Российского Национального Молодёжного симфонического оркестра под управлением Димитриса Ботиниса.

Оперный композитор

Оперы 1910-х годов – «Саломея» и «Электра» — опередили свое время. Они стали первыми экспрессионистскими операми, насыщенными глубоко драматичным содержанием и сложным музыкально-гармоническим языком. В них раскрылся весь гений Рихарда Штрауса: мастерство владения оркестровкой, интерес к терпким тонально-гармоническим краскам, драматургическая стройность и динамичность событий. Публика и критики далеко не сразу оценили эти шедевры, но время расставило все по своим местам.

Гораздо более успешны при постановке были следующие оперные произведения Штрауса, например – комическая опера «Кавалер розы». Она наполнена отсылками к музыке Моцарта, Вагнера, традиционным танцам XIX века, представляя пестрый ковер музыкальных впечатлений.

Центральное действующее лицо всех опер и произведений для голоса Рихарда Штрауса – это сопрано. Он был женат на сопрано Паулине Марии де Ана. Ее окружение композитора называло «несносная Паулина» за вспыльчивость и диктатуру в семье. Не смотря на это, супруги жили счастливо, а неугомонный нрав жены Штраус использовал как постоянный источник собственного творческого вдохновения.
Центральное действующее лицо всех опер и произведений для голоса Рихарда Штрауса – это сопрано. Он был женат на сопрано Паулине Марии де Ана. Ее окружение композитора называло «несносная Паулина» за вспыльчивость и диктатуру в семье. Не смотря на это, супруги жили счастливо, а неугомонный нрав жены Штраус использовал как постоянный источник собственного творческого вдохновения.

Рихард Штраус и Третий Рейх

Жизненный путь Рихарда Штрауса захватил целую вереницу крупнейший исторических событий: от последней трети XIX века до окончания Второй мировой войны. Слом привычного порядка, две Мировые войны, революции и научно-технический прогресс, несомненно, нашли отражение в его творчестве и отразились в судьбе.

Спорным остается вопрос об отношении композитора с национал-социалистами и Третьим Рейхом. Одни исследователи склоняются к мысли, что Штраус поддерживал политику нацистов, и приводят пример его должность президента в Имперской музыкальной палате, на которую его назначил сам Геббельс.

Другие парируют, что служба в Третьем Рейхе была для композитора возможностью защитить свою семью (его невестка была еврейкой) и близких друзей (например, либреттиста его оперы «Молчаливая женщина» Стефана Цвейга). Отношение Рихарда Штрауса к политике Гитлера четко обозначено в одноактной опере «День мира», задуманной за год до начала Второй мировой войны.

По обвинению в пособничестве нацизму Штрауса после завершения Второй мировой войны привлекли к суду. Этот эпизод омрачил последние годы его жизни, но после рассмотрения всех доказательств суд вынес оправдательный приговор.

В конце жизненного и творческого пути, Рихард Штраус назвал себя «первоклассным второсортным композитором». С этим трудно согласиться, ведь его музыкальные находки в поэме и опере открыли будущим поколениям композиторов новые дороги и отмечены печатью великого таланта и смелости. А более чем полувековая дирижерская деятельность стала одной из важнейших страниц в развитии этой профессии.

Фотография Рихарда Штрауса с его автографом, датированным 15 июля 1948 года. Маэстро запечатлен во время работы с оркестром.
Фотография Рихарда Штрауса с его автографом, датированным 15 июля 1948 года. Маэстро запечатлен во время работы с оркестром.

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку