Долгосрочным последствием спецоперации на Украине для российской экономики, как полагают аналитики Bloomberg Economics, банки Goldman Sachs и Barclays, становится падение потребления, инвестиций и внешней торговли. Результат — серьёзное сжатие ВВП страны в 2022 году: на -9% (Bloomberg) или даже на -12.4% (Barclays). Особенно ощутимыми для населения последствия геополитического кризиса станут в середине 2022 года.
-12.4% — это, конечно, не двукратное падение экономики, как это происходило в Первую Мировую войну. Но оно потребует от правительства «рывка», мобилизационных усилий подобно тем, что были осуществлены в 1920-1930е годы.
Тогда наращивание выпуска промышленной продукции позволило преодолеть губительные последствия международной изоляции и зависимость страны от импортных поставок. Ко Второй Мировой войне в стране была создана система, обеспечившая непрерывный экономический рост.
При этом Россия (СССР) развивалась по другим законам, чем мировой рынок, не решала вопросы потребления и задействовала трудовые ресурсы системы ГУЛАГа. Поэтому сегодня учёные подвергают сомнению призрачную эффективность её экономики во время Великой Отечественной войны. В конце концов, в этот период 3% ВВП создавалось заключенными тюрем, народ голодал, а нормальное потребление оставалось привилегией верхушки.
Поддержание экономики России в 1940е годы производилось как за счёт мобилизации и экономии, так и за счёт административных решений и государственных вливаний (капиталовложений) в экономически эффективные регионы.
Сегодня мы продолжаем идти по пути преодоления трудностей за счёт населения ради стабильности элит.
Поддержка крупных инвесторов налицо. Реалии уже потребовали от современного правительства пересмотреть созданную в последние годы систему импортозамещения.
Если крупные инвесторы в промышленность сначала привлекались в страну ради инвестиций (для этого был разработан специальный льготный контракт СПИК 1.0), то затем была сделана попытка поощрять не столько инвестиции, сколько технологии (на смену СПИК 1.0 пришёл контракт СПИК 2.0).
Постановлением правительства с подачи Минпромторга в середине марта 2022 года было разрешено продлить на два года срок действия заключенных СПИК 1.0 и даже заключать новые. Кроме того, с крупных производителей снимаются требование по экспорту и обязательствам, вызванных чрезвычайными обстоятельствами. Но приведёт ли это к развитию отечественной промышленности и экономики в целом?
Судя по пересмотру прогнозов Bloomberg, Goldman Sachs и Barclays в сторону уменьшения, международные аналитики не поверили в чудо привлечения крупных частных инвестиций в российскую промышленность, хотя им «подрезали крылья» на Западе (не секрет, то эти западные инвестиции в основном имеют российское происхождение). Увы, есть ещё Восток, готовый освоить русские деньги, а российская промышленность нерентабельна в стране вследствие сложившейся экономической системы, не способной существовать без господдержки.
Поворот в сторону промышленности мог бы наконец сделать страну торгующей не ресурсами, а товарами с высокой добавленной стоимостью, но для этого необходимы дешёвые кредиты, низкие налоги и инвестиции в потребление.
Потребительский спрос остаётся главной проблемой России на протяжении десятилетий. Падение ВВП России означает неминуемое падение доходов россиян и спроса на продукцию, а решений по его поддержке не видно. Западные экономисты понимают эту русскую проблему, поэтому и дают такие неутешительные прогнозы падения экономики.