«Период пост-турбулентности», — так определили состояние на потребительском рынке России в 2016-2017 гг аналитики Fashion Consulting Group. За этим понятием скрываются привычка к снижению уровня жизни и «размывание границ восприятия качества», но также поиск экономичных брендов с чётким современным позиционированием и приобретение привычек к покупкам через Интернет. Покупатель использует то, что называется «сберегательная модель потребления».
Что касается макроэкономического воздействия на розничную торговлю, зависящего от цены нефти, то он в 2016 году имеет положительное значение, равно как и политика «импортозамещения». Но зарплата россиян в долларовом эквиваленте сократилась на 1.6% (в январе-ноябре 2016 года она в среднем составила около $540 или 36’195 руб). Это неудивительно, поскольку 24% российских компаний сократили штат, 18% компаний урезали зарплаты, и 10% — соцпакет.
По данным Fashion Consulting Group, доходы населения в 2016 году сократились, несмотря на то, что официальная статистика говорит об их повышении на 2.2% к 2015 году. Свыше 20 млн россиян живут за чертой бедности (каждый 6-й против каждого 7-го в 2015 году). Бедных в России 30%, 40% населения с трудом находят деньги на покупку какой бы то ни было одежды, а 85% — бытовой техники.
Это видно при взгляде на российский рынок одежды. Объём рынка одежды в 2016 году составил $34.3 млрд (+10.2%), при этом доля дешёвой одежды выросла с 60% до 65%. Увеличилось число магазинов глобальных сетей и параллельно уменьшилось число российских сетевых магазинов. 38% людей искало скидок и распродаж, тщательно изучало и сравнивало ценовые предложения.
Ануш Гаспарян, коммерческий директор Fashion Consulting Group, в своём выступлении на форуме российского ритэйла (Russian Fashion Retail Forum, RFRF) говорила о том, что одним из вариантов удовлетворения современного потребителя является мультибрендовый магазин с широким ассортиментом товаров, с возможностью выбрать и сравнить цену.
Другим важным изменением на рынке стало трёхстороннее продвижение на рынке отечественных товаров. Здесь объединились, во-первых, склонность россиян покупать «Сделано в России», во-вторых, внедрение «русских тем», в том числе для детей, российскими модными дизайнерами, в третьих, готовность мультибрендовых сетей представлять российские торговые марки.
Источники: