С особым взглядом на музыку: Эдисон Денисов

С особым взглядом на музыку: Эдисон Денисов

6 апреля 1929 года в сибирском городе Томск родился гениальный авангардист ХХ века Эдисон Денисов. Музыкант с физико-математическим образованием совершил революцию в советской музыке, был запрещен на Родине и признан за рубежом.

Необычное имя. Точные науки и музыка

Имя Эдисон рожденному мальчику дал папа Василий Григорьевич Денисов – радиофизик, один из пионеров телевещания в Томске, выпускник физико-математического факультета Томского государственного университета. Вероятно, в имени сына он отразил свое восхищение фигурой американского изобретателя Томаса Эдисона.

Мама будущего композитора была врачом-фтизиатром, работала в Томском Туберкулезном диспансере. По воспоминаниям сестры композитора, Эдисона в 6 лет хотели отдать в музыкальную школу, но мальчик наотрез отказался. Занятия музыкой он назвал «девчоночьими делами».

Но тяга к миру звуков взяла свое. Отличник школы, а далее студент Томского университета, будущий физик-математик Эдисон освоил гитару, мандолину, кларнет, рояль и поступил в Музыкальное училище. У родителей, которые фактически жили в коммунальной квартире, благодаря ученому-папе была отдельная комната под библиотеку. Там стараниями мамы поселился огромный рояль, за которым Эдисон проводил много времени.

Рояль и книги стали верными спутниками Денисова. Он активно работал как музыковед и исследователь. Его книги «Ударные инструменты в современном оркестре», «Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники и статьи – мощная база по теории современной музыки.
Рояль и книги стали верными спутниками Денисова. Он активно работал как музыковед и исследователь. Его книги «Ударные инструменты в современном оркестре», «Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники и статьи – мощная база по теории современной музыки.

Тогда музыкальное дарование Эдисона столкнулось с первым сопротивлением: соседи жаловались на шум, грозились лишить семью библиотечной комнаты. А когда Эдисон занимался на кларнете, то соседи нередко приходили и отнимали нижнее колено инструмента. Тогда юноша продолжал заниматься на верхнем. Его интересовало все, что звучит. Этот интерес позднее сделал его одним из ярчайших авангардистов современной музыки.

Письмо Шостаковичу. Музыка или наука

В 1950 году 21-летний Эдисон написал письмо 44-летнему Дмитрию Шостаковичу и отправил ему свои сочинения. Шостакович внимательно познакомился с работами молодого человека и ответил, что ему надо продолжать занятия музыкой. В этом же году Денисов окончил музыкальное училище и сделал первую попытку поступить в Московскую консерваторию. Она была неудачной.

Денисов в годы учебы в Томском университете (второй слева в среднем ряду). Он окончил ТГУ с отличием по специальности «математика и функциональный анализ». Преподаватели вспоминали, что Эдисон, словно шутя, решал самые сложные задачи, всегда прибегая к нетрадиционным методам. Этот особый взгляд на привычные вещи он перенес и в музыку.
Денисов в годы учебы в Томском университете (второй слева в среднем ряду). Он окончил ТГУ с отличием по специальности «математика и функциональный анализ». Преподаватели вспоминали, что Эдисон, словно шутя, решал самые сложные задачи, всегда прибегая к нетрадиционным методам. Этот особый взгляд на привычные вещи он перенес и в музыку.

В следующем году он окончил Томский университет и попытал удачу второй раз. В тот год она улыбнулась ему дважды: он поступил и в консерваторию, и в аспирантуру Томского университета. И сделал свой выбор в пользу музыки. Аспирантура также была в его жизни, но уже музыкальная. После ее окончания в 1959 году он стал преподавателем оркестровки в консерватории. Подпольно занимался с учениками и композицией, так как официально это ему было запрещено до конца 1980-х годов.

Денисов в составе так называемой «хренниковской семерки» был фактически запрещен к исполнению в СССР. Произведения, созданные «только ради необычных тембровых комбинаций и эксцентричных эффектов», были раскритикованы на VI съезде Союза композиторов в 1979 году. Из этого бойкота прорывалась только киномузыка и музыка к спектаклям.

Музыка как ядерный взрыв

При этом за рубежом имя и музыка Эдисона Денисова пользовались огромной популярностью. Он звучал в Гамбурге и Кельне, Париже и Берлине, Милане и Дармштадте. Практически все премьеры композитора состоялись за рубежом. В Ленинграде успел прозвучать только вокальный цикл «Солнце инков». Премьера вызвала такой ажиотаж среди публики, что для соблюдения порядка и проверки билетов пришлось привлечь милицию. Композитора, солистку Лидию Давыдову и дирижёра Геннадия Рождественского публика вызывала на сцену более 10 раз.

Премьера серийного произведения в СССР была подобна взрыву ядерной бомбы. На событие обратили внимание иностранные критики, которые сравнивали это исполнение с грандиозными событиями мирового масштаба.

Советский Союз может производить не только космические корабли, но и композиторов, которые могут писать в разнообразных современных стилях.

Sunday Times о премьере «Солнце инков» в Ленинграде

Эдисона Денисова можно назвать композитором мира. Он писал инструментальные концерты для лучших европейских исполнителей своего времени, создал Реквием с текстами на латыни, французском, немецком и английском языках. Его перу принадлежат оперы «Пена дней» по роману французского прозаика и поэта Бориса Виана, «Четыре девушки» по пьесе Пабло Пикассо и балет «Исповедь» по Альфреду де Мюссе.

Но всегда и везде он просил указывать его как «Эдисон Денисов, Томск». Любовь к родному городу он пронес через всю жизнь, часто приезжал сюда с творческими встречами и концертами. Имя композитора было присвоено Томскому музыкальному училищу в 1999 году через 3 года после смерти Денисова в Париже. Попав в страшную автомобильную аварию, он по приглашению французского посла был перевезен во Францию и прожил там последние 2 года своей жизни.

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку