Самые популярные балеты мира созданы в России

Самые популярные балеты мира созданы в России

Во Всемирный день балета предлагаем познакомиться с занимательной статистикой – самыми популярными балетными спектаклями мира. Все они созданы в России. К четырем из них причастен гений классического балета Мариус Петипа, а три написал Петр Чайковский.

Тот факт, что Россия является центром классического балета, пожалуй, не требует доказательств. У этого утверждения более чем вековая история.
Тот факт, что Россия является центром классического балета, пожалуй, не требует доказательств. У этого утверждения более чем вековая история.

Пятое место. Минкус «Дон Кихот».

Балет австрийского композитора и дирижёра Людвига Минкуса, который жил и работал в России 37 лет, впервые был исполнен в Москве в Большом театре. Премьера состоялась 14 декабря 1869 года. Спектакль по роману Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Вихот Ламанчский» поставил балетмейстер Мариус Петипа.

Интересно, что фигура печального рыцаря в балете осталась на втором плане. Внимание действия сосредоточено на любовной линии Китри и Базиля, чьи вариации стали подлинным шедевром балетного искусства.

Па-де-де из балета «Дон Кихот», хореография М. Петипа и А. Горского. Исполняют Екатерина Крысанова (Большой театр) и Кимин Ким (Мариинский театр)

Балет, который сегодня уверенно замыкает пятерку самых часто исполняемых балетов мира, сошел со сцены Большого театра, едва выдержав 30 представлений. Счастливую судьбу балету Минкуса подарил еще один знаменитый артист и балетмейстер Императорских театров – Александр Горский. Сохранив спектакль Петипа, Горский внес в балет несколько дополнительных номеров и перенес постановку в Мариинский театр.

Четвертое место. Чайковский «Спящая красавица»

Либретто и подробный план спектакля по одноимённой сказке Шарля Перро для Чайковского подготовили директор Императорских театров Иван Всеволожский (ему принадлежала идея перенести сказочный сюжет Перро на балетную сцену) и Мариус Петипа. Этот план содержал чрезвычайно точные потактовые указания по темпу, характеру и ритмическому рисунку будущей музыки, которым Чайковским следовал необыкновенно точно, не забывая наполнять будущий спектакль вдохновенной музыкой.

Премьера балета на сцене Мариинского театра 3 января 1890 года была встречена длительными овациями. Постановка стала самой дорогой постановкой театра – многочисленные костюмы для огромного количества занятых танцоров и статистов были отшиты по эскизам Всеволожского.

Вальс из балета «Спящая красавица». Постановка Мариинского театра, 2015.

«Спящая красавица» считается эталоном классического балетного спектакля и наивысшей точкой в творчестве Мариуса Петипа.

Третье место. Прокофьев «Ромео и Джульетта»

Одно из наиболее популярных воплощений истории Ромео и Джульетты в балете Сергея Прокофьева пользуется безоговорочной популярностью в мире классического танца. Судьба этого балета первоначально не складывалась: законченная в 1935 году партитура кочевала по театрам СССР, получая отказы. Впервые балет прозвучал за границей – в Чехословакии – в 1938 году, а первая постановка в СССР все-таки состоялась в январе 1940 года под руководством балетмейстера Леонида Лавровского. Его вдумчивая работа над сценографией и драматургией спектакля в союзе с яркой и запоминающейся музыкой Прокофьева обеспечили этому балету счастливую судьбу.

«Танец рыцарей» из балета «Ромео и Джульетта» в постановке La Scala

Второе место. Чайковский «Лебединое озеро»

Первый балет Петра Чайковского по либретто Владимира Бегичева был впервые поставлен в Большом театре в феврале 1877 году. Балетмейстером постановки выступил Вацлав Резингер. Не совсем удачное сценическое решение спектакля и тяжеловесные костюмы с настоящими перьями не поспособствовали удачной судьбе балета. Слава к этому шедевру пришла позднее.

В 1894 году, уже после кончины Чайковского, в постановке Льва Иванова был поставлен второй «лебединый» акт балета. А в 1895 году «Лебединое озеро» было представлено на сцене Мариинского театра в новой редакции, автором которой стал Мариус Петипа. Версия Иванова – Петипа стала классической для этого балета, являясь фундаментом практически для всех последующих версий балета.

Адажио из II акта «Лебединого озера» в постановке Л. Иванова. Исполняют Майя Плисецкая и Валерий Ковтун.

Первое место. Чайковский «Щелкунчик»

Самым популярным и часто исполняемым балетом последнего десятилетия по статистике является последний балет-феерия Петра Чайковского «Щелкунчик». Либретто для него написал Мариус Петипа по мотивам сказки Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король». Первую постановку спектакля осуществил Лев Иванов по плану Петипа. Премьера «Щелкунчика» состоялась 6 декабря 1892 года в Мариинском театра. В один вечер на сцене театра были представлены два последних сценических шедевра Чайковского – балет «Щелкунчик» и опера «Иоланта».

«Щелкунчик» изобилует интересными звуковыми находками. Например, специально для исполнения премьеры Чайковский выписал из Парижа диковинный инструмент – челесту. Ее необыкновенное звучание композитор использовал в Танце Феи Драже – одной из героинь волшебного царства сладостей, куда отправляются Принц и Мари.

Танец Феи Драже из балета «Щелкунчик». Исполняет Нина Капцова.

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку