Симфонический индастриал XX века: Александр Мосолов

Симфонический индастриал XX века: Александр Мосолов

Он услышал музыку в шуме завода и реве тракторной колонны, но был не понят в своем воспевании производственной мощи прогресса. Герой публикации – советский композитор Александр Мосолов.

Александр Васильевич Мосолов (1900 – 1973) – советский композитор, пианист.
Александр Васильевич Мосолов (1900 – 1973) – советский композитор, пианист.

Александр Мосолов пришел в мир в самом начале ХХ века и стал свидетелем его бурного кипения. В своем творчестве он отразил семимильное движение прогресса. Но, воспев промышленное развитие родной страны, был жестко раскритикован, обвинен в антисоветчине и репрессирован.

Выпускник Московской консерватории пианист и композитор Мосолов шел в авангарде современной советской музыки. Революция 1917 года, строительство нового государства, становление новой идеологии требовали от советских композиторов поиска новых музыкальных средств для отражения современности. Александр Мосолов на этом пути проявил себя как яркий авангардист, воспев в своей музыке поэтику новой индустриальной эпохи.

Новые темы в это время летают в воздухе. В Большом театре кипит работа над постановкой балета «Сталь», идея которого принадлежит танцовщице и хореографу Инне Чернецкой. В поисках композитора она обращается к Прокофьеву, но получает отказ. В итоге музыку к балету начинает писать Александр Мосолов. Из четырех частей этой балетной сюиты сохранился только эпизод «Завод». Он впервые звучит в Москве в 1927 году в концертном исполнении к 10-летию Октябрьской революции. Сам балет остается нереализованным.

В сюите из балета «Сталь» <…> колорит письма густой, насыщенный, а изобразительность иногда необычайно выпукла. В этом смысле совершенно из ряда вон выходящей надо признать первую картину «Завод», где Мосолов нашел великолепные «производственные» эффекты, избежав грубого звукоподражания. Этот отрывок кричит о том, насколько могут быть «благодарны» индустриальные темы, если только за них возьмется смелый передовой музыкант.

Из заметки «Симфонические новинки» А. Углова. «Известия», февраль 1928

Этот небольшой по меркам симфонического произведения эпизод рисует картину работающего завода, превращая шум механизмов в поэтику звуков. Это произведение имело грандиозный успех за границей в кругу авангардистов. В России же широкую известность «Завод» приобрел, фактически, только в последние десятилетия. Произведение, в состав инструментов которого введен железный лист, звучит не только на концертах симфонической музыки. Идею Мосолова почти через сто лет оценили и исполнили музыканты рок-группы Metallica в своем проекте с симфоническим оркестром.

Александр Мосолов. «Завод. Музыка машин» из балета «Сталь». Исполняет Ростовский академический симфонический оркестр, дирижёр Александр Титов.

Многие исследователи склонны читать в музыке Мосолова не столько воспевание новой индустриальной эпохи, сколько слом традиций прошлого и его утрату в реве машин и станков. Ярко этот мотив читается в произведении «Тракторная колонна прибывает в деревню». Симфоническая зарисовка открывается поэтической картиной русской деревни с ее песенными мелодиями. Но эта идиллическая зарисовка вскоре буквально сминается приездом тракторной колонны. Вероятно, так в мировоззрении самого Мосолова и его современников уходила предшествующая эпоха, погребенная под новыми символами и устоями.

Александр Мосолов. «Тракторная колонна прибывает в деревню». Исполняет Симфонический оркестр радио «Орфей», дирижёр Сергей Кондрашев.

Музыка Мосолова, его необычный взгляд на окружающую современность 1920-1930-х годов, выраженная в «Четырех газетных объявлениях» для голоса и фортепиано, симфонических картинах заводов и машин, имели огромную популярность за границей с ее выраженным стремлением к поиску новых звучаний, стилей и образов. В Советской России же раннее творчество композитора все чаще становилось предметом критики.

В 1937 году Мосолова обвинили в антисоветской пропаганде и приговорили к 8 годам заключения в одном из лагерей Ярославской области. Из лагеря его смогли освободить спустя год учителя из Московской консерватории Глиэр и Мясковский, выхлопотав Мосолову право проживать в небольших городах.

Заключение и несколько последующих лет стали для композитора временем переосмысления и тяжелого творческого кризиса. Музыкальный язык последующих опусов стал простым, с опорой на фольклор советской страны. Но значительное творческое наследие зрелого периода творчества никогда так и не приблизилось по популярности к ранним опусам. В музыкальную историю Александр Мосолов вошел как композитор, услышавший музыку в работе заводского цеха, предвосхитив индустриальное направление и конкретную музыку авангарда ХХ века.

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку