Симфония «Чернобыль» появилась во мне сама

Симфония «Чернобыль» появилась во мне сама

26 апреля 1986 года в 01:23 по московскому времени на четвертом энергоблоке Чернобыльской атомной электростанции взрывом был разрушен реактор. Первым и, вероятно, самым ярким музыкальным откликом на трагедию стала Симфония для органа «Чернобыль» Микаэла Таривердиева.

Музыка разрушения

Осенью 1986 года Микаэл Таривердиев в составе коллектива творческих деятелей посетил Киев и Чернобыль с концертами для ликвидаторов. После выступлений композитор всерьез спросил: когда им покажут саму станцию? Просьба известного композитора, можно сказать легенды СССР, вызвала удивление, но не отказ. Микаэл Леонович и его будущая супруга Вера, в то время журналист газеты «Советская культура», отправились к разрушенному энергоблоку. Его они увидели с расстояния около 10 км, но дорога и обстановка этого опасного путешествия навсегда осталась в памяти композитора.

Я не собирался писать ничего о Чернобыле. Весной 1987 года симфония для органа, которую я назвал «Чернобыль», появилась во мне сама. Она пришла сразу, целиком. У меня было такое ощущение, как будто я всего лишь приемник, который уловил эхо какой-то волны.

Из воспоминаний Микаэла Таривердиева

Симфония впервые прозвучала в Челябинске в конце декабря 1987 года. А далее – в Москве 1 января 1988 года. Ее исполнил Гарри Гродберг. Как и Таривердиев он был связан с трагедией невидимыми нитями. Гродберг играл в Киеве концерт 1 мая 1986 года. Позднее этот день назовут «Страшный Первомай», ведь город в день массовых демонстраций уже был накрыт радиационным облаком. По воспоминания Таривердиева после премьеры на сцену поднялся главный инженер, в свое время строивший четвертый энергоблок. Он понял прозвучавшую музыку до единой ноты и не мог сдержать слез.

Новостной сюжет о первом исполнении новой органной симфонии вышел в эфир 24 декабря 1987 года. В интервью Таривердиев обозначает общечеловеческий характер произошедшей трагедии.

Органная симфония «Чернобыль» включает 2 части. Первая – «Зона» — практически документально передает поездку к разрушенному реактору ЧАЭС. Таривердиев вспоминал, что сначала практически ничего не обозначало присутствия какой-то угрозы. Потом он стал чувствовать гнетущую тишину и понял, что не слышит пения птиц. К концу поездки невидимый враг – радиация – уже ощущалась им практически на физическом уровне. В музыке это ощущение незримого присутствия решено с помощью тянущейся квинты в низких регистрах органа.

Вторая часть симфонии «Quo vadis? Камо грядеши?» – своего рода реквием в память о ликвидаторах  и одновременно вопрос грядущим поколениям о тех уроках, которые человечество должно вынести из этой трагедии, чтобы не допустить ее повторения.

Апокалипсис сегодня

Предчувствие мировой беды посетило Таривердиева до трагических событий апреля 1986 года. В 1985 году композитор завершил работу над Концертом для органа «Кассандра». Источником вдохновения стала выставка немецкого художника Кристофа Нисса в Западном Берлине, где был представлен цикл «Кассандра». Образ из античной трагедии предупреждал троянцев о скорой гибели, а современное человечество – о грядущей войне.

В моей жизни появилось — оно то накатывает, то отступает, но присутствует во мне всегда — ощущение, что время конца света наступило. Апокалипсис сегодня. Вы ждете огненный дождь, который прольется на землю? Вот он. Он уже идет.

Из воспоминаний Микаэла Таривердиева

Таривердиев поражался, почему человечество своими руками стало разрушать мир? Почему технические достижения обращаются против жизни? Откуда в ХХ веке появился терроризм, жертвы которого всегда – невинные люди? Эти образы и мысли композитор воплощал в музыке для органа, черпая в этом возвышенном инструменте те выразительные возможности, которые могут достучаться до самых потаенных уголков человеческой души. Чтобы трагедия никогда не повторилась.

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку