Сколько «Времен года» вы знаете? Мы нашли 12

Сколько «Времен года» вы знаете? Мы нашли 12

Тема погоды всегда уместна и интересна. В ожидании окончательного ухода зимы и наступления теплых весенних дней предлагаем поговорить о погоде и природе сквозь призму весьма популярной в музыкальном мире темы времен года. Специально для читателей Э-Вести мы провели небольшое историческое расследование и извлекли на свет как минимум 12 известных фактов обращения к теме смены сезонов в музыке.

Инструментальные «Времена года»

К тематике смен периодов года композиторы обращались с давних времен. Одно из наиболее известных, первых и во многом канонических обращений принадлежит Антонио Вивальди. Цикл из четырех концертов для скрипки с оркестром (в точном переводе с итальянского Le Quattro stagioni — «Четыре сезона») входил в состав сочинения опус 8 «Спор гармонии с изобретением» из 12 скрипичных концертов. Ноты произведений были впервые опубликованы в 1725 году и имели огромную популярность при жизни Вивальди.

Истинным поклонником творчества Вивальди был Иоганн Себастьян Бах. Он перекладывал ноты итальянца для органа, а главную тему концерта «Весна» использовал для арии из кантаты BWV 27 «Кто знает, как близок мой конец». У великого немца есть и собственные «Времена года» в формате оркестровой сюиты.

К каждому концерту Вивальди предпослал сонет, предположительно – собственного сочинения. Тем самым композитор положил начало программной музыке. Линию Вивальди в XIX веке продолжил Пётр Ильич Чайковский. Его фортепианный цикл «Времена года» включает 12 пьес, к каждой из которых подобран краткий стихотворный эпиграф. Идея создания цикла, названия пьес и подбор эпиграфов принадлежат издателю журнала «Нувеллист» Николаю Бернарду. Он заказал композитору пьесы и печатал каждую из них в своем ежемесячном журнале.

От Чайковского мы проведём линию к, наверно, самому современному обращению к теме сезонов. Это цикл фортепианных пьес композитора из Республики Татарстан, лауреата премии Президента РФ для молодых деятелей культуры Эльмира Низамова. Ноты в течение года издавались в журнале «Məгариф», который заказал молодому автору этот цикл так же, как «Нувеллист» Чайковскому.

Презентация цикла «Времена года» Эльмира Низамова прошла в Казани вчера, 16 марта. Пьесы исполнили учащиеся детских музыкальных школ Казани и автор. На фото – юные исполнители с композитором. Фото из личного архива Э. Низамова.
Презентация цикла «Времена года» Эльмира Низамова прошла в Казани вчера, 16 марта. Пьесы исполнили учащиеся детских музыкальных школ Казани и автор. На фото – юные исполнители с композитором. Фото из личного архива Э. Низамова.

Цикл фортепианных пьес, посвященных календарному году, есть и у французского пианиста, композитора эпохи романтизма Шарля Алькана. Автор назвал его «Месяцы».

В списке инструментальных обращений к теме ярко выделился аргентинский композитор второй половины ХХ века Астор Пьяццолла. Его цикл «Времена года в Буэнос-Айресе» для солирующего бандонеона и группы инструментов пронизан страстными и томными интонациями и ритмами танго. Четыре части произведения Пьяццолла писал в разные годы жизни и не оставил точных пожеланий по порядку их исполнения в едином цикле. Сам композитор предпочитал порядок от «Осени» к «Лету». Нередко исполнители следуют по так называемой модели Вивальди, то есть от «Весны» к «Зиме».

По данному порядку следуют, например, части в транскрипции «Времен года в Буэнос-Айресе» Леонида Десятникова. Творческая обработка произведения для солирующей скрипки и струнного оркестра также включает некоторые эпизоды из концертов Вивальди, проводя определенную параллель между этими циклами, созданными в разных точках земного шара.

Сценические «Времена года»

Тематика смен времен года пользовалась большой популярностью и в сценических жанрах. В 1801 году к ней обратился Йозеф Гайдн. Воодушевленный успехом светской оратории «Сотворение мира», он начал работу над следующим произведением в данном жанре. Либретто для нового сочинения подготовил барон ван Свитен, взяв за основу поэму «Времена года» шотландского поэта Джеймса Томсона. На фоне смен сезонов разворачиваются картины жизни крестьян, и прославляется жизнь в гармонии с природой.

«Гроза» из кантаты «Времена года» Й. Гайдна.

Смена времен года стала содержанием как минимум двух широко известных аллегорических балетов. Их авторы – русский композитор Александр Глазунов (постановка Мариуса Петипа в Мариинском театре в 1900 году) и американский композитор Джон Кейдж (хореография Мерса Каннингема, 1947 год).

Вокальный цикл «Времена года» для голоса и фортепиано на народные слова и стихи С. Есенина есть в наследии Валерия Гаврилина.

В музыкальной среде известен анекдот о девочке, которая провалила вступительные экзамены в школу, назвав «всего 6» времен года (хотя, видимо, требовалось назвать стандартные четыре). Ее бабушка возмущается: «А как же Десятников, а Кейдж?». Более глубокое погружение в тему позволяет, в свою очередь, поправить и бабушку.

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку