04 августа 2017 года в Калуге современная культура и искусство стали предметом обсуждения на круглом столе во главе с Министром культуры России В.Р. Мединским. Термины «современное» и «актуальное» в искусстве, предложенные Минкультом для обсуждения, вызвали живую дискуссию в среде признанных деятелей культуры России. Классификация искусства – это необходимость для понимания и изучения культуры, но она всегда сопряжена с борьбой художественных школ и группировок.
Е.В. Бахревский, замдиректора Института культурного и природного наследия, предложил такое прочтение терминов: современное – это искусство, которое создаётся современниками, а актуальное – искусство, значимое для периода времени. «У нас складывается странная ситуация с терминологией», — заметил эксперт.
А.Л. Казин, директор Российского института истории искусств, выразил сомнение в правомерности использования термина «актуальное». По словам эксперта, в мире существует «проблема снижения точки актуальности» в период постмодернизма, и «когда всё актуально, это нивелирует само понятие актуального». На Западе, как отметил Казин, искусство и вовсе становится бессмысленным и сегодня приобретает форму «игры ради игры».
Вице-президент Российской академии художеств К.В. Худяков обратил внимание на то, что «современное искусство – это огромная сфера деятельности в культуре, и разделять их с актуальным искусством нельзя». В то же время, заметил эксперт, в России эти понятия запутаны, а на Западе чётко разделены. «Современное искусство во всём мире понимается вполне однозначно и отличается от традиционного, — сказал он, — Актуальное более связано с политикой и социальными факторами».
Руководитель Театра балета «Русский балет» В.М. Гордеев увидел в попытке провести сегментирования культуры по актуальности «битву за бюджет», поскольку «актуальное сегодня узурпировано» определёнными видами современного искусства. «Если есть определённый социальный заказ на агрессивное искусство, значит, оно актуальное, — сказал он. – Наверное, всё должно быть, но в пропорции, и нужно выбирать место, где оно должно быть».
Наиболее оптимистичным во взглядах на современную культуру и искусство оказался губернатор Калуги А.Д. Артмонов. Он рассказал о том, что много лет тому назад губернаторы ужасались насаждением псевдокультуры россиянам и обращались к Путину с просьбой принять меры против этого, а он только успокоил губернаторов и оказался прав: «Люди перестали интересоваться псевдокультурой, — сказал губернатор. – Мы должны доверять своим людям, что они разберутся. И они уже разобрались».