Stabar Mater Перголези – Реквием Моцарта эпохи барокко?

Stabar Mater Перголези – Реквием Моцарта эпохи барокко?

«Stabat Mater» Перголези с полным правом можно назвать особой жемчужиной в ожерелье барокко. Этот шедевр создан композитором в последний год его трагически короткой жизни.

Джованни Баттиста Перголези (1710 – 1736)
Джованни Баттиста Перголези (1710 – 1736)

К 25 годам Джованни Баттиста Драги, известный под фамилией Перголези – по названию родного города Пергола, был известен далеко за пределами Италии. Талантливый скрипач, органист и композитор успел поработать в центрах культуры первой трети XVIII века – в Неаполе и Риме, представлял свои сочинения в Париже. Оперы и оратории молодого автора отличались новаторским языком, становясь причиной ярких дискуссий в профессиональных кругах и восторгов среди публики.

На 26-м году жизни Перголези резко оставил свет и удалился в одну из провинций Италии, поселившись при монастыре. Дни музыканта были сочтены – прогрессирующая чахотка день за днем отбирала у него драгоценные дни. Зная о близкой смерти, композитор полностью посвятил себя созданию кантаты «Stabat Mater». Есть версия, что на стене его кельи при монастыре висел образ Девы Марии – главной героини произведения.

Перголези покинул мир в 1736 году в возрасте 26 лет, по сути – не достигнув поры расцвета творческих и жизненных сил. Его путь можно назвать самым коротким среди композиторов, известных со времен эпохи барокко. Для сравнения Вольфганг Амадей Моцарт, чья безвременная кончина стала подлинной трагедией для музыкального мира, прожил неполных 36 лет. Можно только удивиться силе таланта и дарования Перголези, музыка которого получила признание еще при жизни и продолжает звучать по сей день.

История создания «Stabat Mater» в последний год жизни удивительно перекликается с историей создания «Реквиема» Моцарта, который также стал одной из последних партитур гения. Параллель эта, конечно, очень тонкая: Перголези знал о скором конце и оставил свое сочинение в завершенном виде, усиленно работая над его огранкой в последние дни. Моцарт же ушел из жизни скоропостижно, оставив «Реквием» незавершенным. И смысловое наполнение этих духовных произведений разное: Реквием как заупокойная месса несет в себе совершенно иные смыслы и настроения, чем Stabat Mater.

Кантата «Stabat Mater» Перголези – это обращение к средневековому христианскому тексту, который был создан по оценкам исследователей примерно в XIII веке. Латинские терцины повествуют о страданиях Девы Марии у подножия креста на Голгофе и обращении к ней грешника, который просит у Господа молитвами Богородицы даровать ему рай после оставления бренного тела.

Матерь Божия стояла
И в безмолвии рыдала
У Сыновнего Креста;
Сердце рвалось и болело,
И Она с тоской глядела
На страдания Христа.

Как Пречистая страдала,
Как о Сыне умоляла
Бога чистою слезой.
Как томилась, как грустила,
Как уныло сердце было,
Сердце Девы Пресвятой!

Текст «Stabat Mater dolorosa» в вольном переводе Льва Мея

Терцины традиционно исполнялись в церкви на Страстной неделе и в День семи скорбей Богородицы. С XV века эти тексты вышли за пределы храмов и звучали в композициях композиторов – от Палестрины в XVI веке до Пендерецкого в XX.

Перуджино. «Скорбящая Дева Мария у распятого Христа», 1492.
Перуджино. «Скорбящая Дева Мария у распятого Христа», 1492.

Кантата Перголези во многом нарушала традиции обращения к каноническому тексту. Новаторский характер творчества композитора проявился здесь в полной мере. Кантата изобилует красочными колоратурами солистов, достойных исполнения в опере, где-то — светскими танцевальными ритмами, где-то – выразительными драматическими эпизодами. Такая же критика звучала в свое время и в адрес Иоганна Себастьяна Баха, духовые опусы которого также вобрали в себя множество нюансов светского искусства.

При всем разнообразии образов Перголези сумел сохранить подлинно духовную направленность кантаты – эта музыка настраивает души и сердца на покой, свет и умиротворение, ведет от скорби к радости.

Кантата «Stabat Mater» Дж. Б. Перголези в потрясающей акустике Дворца Фонтебло во Франции

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку