Столетие как вдохновение!

Столетие как вдохновение!

20 марта 2022 года в Московской Галерее «Niko», среди бесчисленных картин, бюстов и скульптур из мрамора, дерева, камня и бронзы, созданных руками выдающегося мастера, Народного художника СССР – Н. Б. Никогосяна, состоялось чествование 100-летнегого юбилея знаменитого певца, — замечательного баса, — профессионала с самой большой буквы — Михаила Павловича Рыба.

Репертуар, с участием оркестра радио «Орфей», под управлением Дениса Кирпанёва, квинтета MagicWinds и солистов (рояль, духовые и струнные инструменты) в этот вечер был не менее уникален, чем сам юбиляр, которому всё это музыкальное празднование посвящалось. Здесь прозвучал очень редко исполняемый Концерт для фортепиано с оркестром Бориса Чайковского (1925-1996), — друга М.П. Рыба, в котором на рояле солировал сын великого певца – Лауреат международных конкурсов – Михаил Рыба-младший.

Совершенно самостоятельная, ни на кого не похожая эстетика фортепианного концерта Б. Чайковского (ученика Дмитрия Шостаковича), — удивительно сочеталась с художественной эстетикой Никогосяна. Могучие, смелые, неожиданные яркие ритмы, композиционные решения, мелодические штрихи и гармонии, валы стремительных музыкальных потоков органично оживляли пространство зрительного зала. Объём впечатлений добавляла и последующая музыка этого концерта-посвящения: редко звучащие произведения композиторов Арво Пярта (In spe для духового квинтета и оркестра) и Макса Регера (Скерцино для валторны и струнных). Здесь же гости концерта услышали в записи и необыкновенный, редкий голос юбиляра.

Чем же замечателен этот «виновник» торжества?

При всём великолепии его таланта, — записей певца, сохранилось, к сожалению, мало. И если имя Михаила Рыба помнят не многие, — то голос его знают все.

Михаил Павлович Рыба
Михаил Павлович Рыба

В своё время этот завораживающий бас услышала вся страна в культовом фильме «Последний дюйм» (1958), в котором прозвучала знаменитая песня в исполнении Михаила Рыба «Какое мне дело до всех до вас, а вам – до меня!», полюбившаяся самым широким массам зрителей. Этот фильм отличался от большинства советских фильмов того времени: здесь были приключения, какая-то другая страна, подводный мир, волны моря, акулы, опасности, и всё это усиливалось фантастическим глубоким басом Михаила Рыба, отчего впечатление от фильма было совершенно захватывающим! 60-е годы хрущёвской «оттепели», — время необыкновенной популярности «Последнего дюйма»! Это было время освобождения творческих сил, свободы, внутреннего героизма, которому было дано проявиться. И этот дух времени жил в этом фильме, и выражался в бесконечно богатых оттенках песни исполнителя. Он и сам был героем своего времени. И в человеческом, и в творческом смысле.

Певец прожил сложную, одновременно трагическую и счастливую жизнь. Он родился в Варшаве в 1922 году, его имя было – Мечислав. Но вторым своим днём рождения он считает 30 сентября 1939 года, спустя месяц после оккупации Польши фашистами. Тогда он каким-то чудом прорвался через рыночную площадь старой Варшавы, вырвался из кошмара, настигшего всю его семью, которая впоследствии погибла в концлагере. Ему было 17 лет, когда он добрался до Советско-Польской границы, не зная ни слова по-русски. Через год он становится студентом Московской консерватории, где попадает в бережные и заботливые руки чуткого педагога – Николая Ивановича Сперанского, — легендарной фигуры нашей отечественной вокальной культуры, партнёром по сцене которого, был в своё время Ф.И. Шаляпин. Этот удивительный педагог учил юного солиста постоянно искать и открывать для себя новые произведения; любить наряду с классикой творения ныне живущих композиторов. Это стало заветом артиста на всю жизнь. Годы учёбы растянулись из-за начала Великой Отечественной войны. Михаил Павлович самоотверженно выступал на всех фронтах. Со своими друзьями и коллегами он дал более тысячи концертов! После войны он вернулся в Консерваторию, по окончании которой работал в Большом Театре.

Концерт в честь 100-летнегого юбилея М.П. Рыба
Концерт в честь 100-летнегого юбилея М.П. Рыба

Были годы работы и на Всесоюзном радио, но настоящим домом для певца стала Московская Филармония. Именно с ней он объездил всю страну, выступая с самыми разными концертами: камерной музыки, с выступлениями вокально-хоровых сочинений, среди которых были большие хоровые кантаты. Кажется, он, как бас, спел всё возможное для этого голоса. Многие произведения впервые прозвучали в нашей стране, благодаря этому певцу.

Голос М. П. Рыба часто называют басом-профундо. Это низкие ноты, — богатство русской духовной музыки, — удивительная природная особенность, которую просто так выработать невозможно. Но этим природа не ограничилась. Она добавила Михаилу Павловичу утончённый артистизм, что очень сложно воспитать, если нет к тому природных предпосылок; если связки устроены иначе. Это необыкновенно расширяло способности одарённого певца. Его любил и высоко ценил Дмитрий Шостакович, с которым они сотрудничали, и он был первым исполнителем вокального цикла великого композитора на стихи Долматовского.

Артист умел петь и классические арии, и буффонные (комические) произведения, — но его уникальный бас, к сожалению, многие театры так и не узнали. Он обладал удивительными актёрскими способностями, которые можно услышать в замечательном фильме-опере 70-го года по незаконченной повести Гоголя (муз. Яцевича) – «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка». Все партии в этой коротенькой опере исполняет Михаил Рыба: и самого Шпоньку и его невесту, и его тётушку. Как он потрясающе перевоплощается из одного образа в другой!

Концерт в честь 100-летнегого юбилея М.П. Рыба
Концерт в честь 100-летнегого юбилея М.П. Рыба

Инструмент вокалиста – его голос, его организм, его тело, — и множество записей голоса Михаила Рыба показывает, какой это был удивительно обаятельный, добрый, ласковый, общительный человек! В нём были те качества, которые редки в наше время и с которых хочется брать пример. Они-то интересно проявились-пригодились и в очень известном, любимом всеми советскими детьми мультфильме «Мойдодыр», где Рыба пел знаменитую арию Умывальника-Мойдодыра. Он выступал в самых разных концертных программах, владел огромным репертуаром: от арий Генделя и Баха до мадригалов Скарлатти и негритянских спиричуэлс. За это называли советским Полем Робсоном.

Этот Вечер Памяти знаменитого певца и замечательного человека не только произвёл глубокое впечатление на слушателей, но и напомнил, как важно в наше непростое и неспокойное время вспоминать лучшие имена нашей отечественной культуры. Они несут свет, добро и любовь самим фактом своего существования, — своими трудами, испытаниями и творчеством. Их талант и самоотдача — поддержка нашему духу.

 

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку