Сусанин, Годунов, Мефистофель: культовые образы Фёдора Шаляпина

Сусанин, Годунов, Мефистофель: культовые образы Фёдора Шаляпина

13 февраля 1873 года в Казани родился могучий русский талант – бас Фёдор Шаляпин. Он воплотил на оперных сценах России и мира более 70 ролей, многие из которых стали эталоном пения и драматического искусства.

Фёдор Иванович Шаляпин (13 февраля 1873 – 12 апреля 1938)
Фёдор Иванович Шаляпин (13 февраля 1873 – 12 апреля 1938)

Иван Сусанин

Арию Ивана Сусанина из оперы Михаила Глинки молодой Шаляпин исполнил на пробах в Мариинский театр в 1895 году. Роль простого русского крестьянина стала путеводной для молодого баса. Именно в этой партии он дебютировал в частной труппе Мамонтова на гастролях в Нижнем Новгороде в 1896 и, снискав расположение Саввы Мамонтова, был приглашен в труппу его частной оперы. Первым спектаклем Шаляпина в ней вновь был «Иван Сусанин».

Шаляпин всегда уделял много внимания внешнему виду своих персонажей. Когда в Мариинском театре костюмер выдал ему костюм с красными сафьяновыми сапожками, был весьма удивлен и потребовал выдать одежду настоящего русского крестьянина.

Костюма я дожидался долго, но дождался: мне принесли темно-желтый армяк, лапти и онучи.

Революция свершилась. На самой высокой баррикаде стоял костромской мужик Сусанин в настоящих лаптях.

Ф. Шаляпин. «Маска и душа»

Шаляпин в роли Ивана Сусанина
Шаляпин в роли Ивана Сусанина

Мельник

Партия Мельника в опере Даргомыжского «Русалка» стала одной из блистательных в творчестве Фёдора Шаляпина. Яркий драматический персонаж, проходящий трансформацию от степенного мужика к сошедшему с ума от горя старику, в исполнении Шаляпина потрясал современников.

Но эта роль не сразу далась певцу. Достаточно долго он не мог найти нужные интонации, раскрыть суть своего персонажа. Шаляпин выступал в роли Мельника с 20 лет – в провинциальных театрах, в Московской частной опере Мамонтова, но непрестанно продолжал искать правдивый облик своего героя. Первый громкий успех Шаляпина был связан именно с этой ролью – его выступление в Мариинском театре 1896 года закрепило за ним славу артиста яркого драматического таланта.

Такого сумасшедшего и озлобленного Мельника не найдешь даже на императорской сцене.

Газеты о Шаляпине

Рисунок, запечатлевший Шаляпина в образе Мельника, создан рукой его сына Бориса. Он выбрал для себя путь художника и с огромным удовольствием рисовал отца, спеша запечатлеть его умение перевоплощаться в своих персонажей.
Рисунок, запечатлевший Шаляпина в образе Мельника, создан рукой его сына Бориса. Он выбрал для себя путь художника и с огромным удовольствием рисовал отца, спеша запечатлеть его умение перевоплощаться в своих персонажей.

Борис Годунов

Партию Бориса Годунова в опере Мусоргского Шаляпин называл своей любимой, а всю оперу знал наизусть – мог спеть любую партию и солиста, и хора. Сложная, противоречивая натура Бориса ставила множество задач перед Шаляпиным и давала ему волю продемонстрировать свой недюжинный драматический талант. Эта роль была под стать русскому басу – высокий (195 см) статный певец воплощал в себе образ вершителя судеб, достигшего «высшей власти».

Впервые Федор Шаляпин выступил в роли Бориса Годунова в 1898 году. Он царствовал в этой партии на сценах частных и императорских театров России, был первым исполнителем Бориса за рубежом (1908, Париж), в том числе – в Метрополитен Опера в Нью Йорке.

Монолог Бориса «Скорбит душа» в исполнении Фёдора Шаляпина

Алеко

Шаляпин был обладателем высокого баса, что позволяло ему брать в работу и баритоновый репертуар. Одной из таких ролей стал Алеко в одноименной опере Сергея Рахманинова. Знакомство певца и композитора состоялось в Частной опере Мамонтова, где оба работали в 1890-х годах – Шаляпин как ведущий солист, Рахманинов – как дирижёр. Ровесники быстро нашли общий язык и подружились.

В роли Алеко Шаляпин выступил в 1899 году в рамках торжеств к 100-летию со дня рождения А.С. Пушкина, чья поэма «Цыгане» легла в основу «Алеко». Всегда глубоко погружающийся в создаваемые образы, Шаляпин провел собственное расследование и был уверен – в цыгане Алеко Пушкин воплотил свой образ. Следуя своей находке, он загримировался под поэта, чем немало шокировал присутствующих зрителей.

Федор Шаляпин в завершающей сцене оперы «Алеко»
Федор Шаляпин в завершающей сцене оперы «Алеко»

Солисты были великолепны, не считая Шаляпина, перед которым они все, как и другие постоянно, бледнели. Этот был на три головы выше их. Между прочим, я до сих пор слышу, как он рыдал в конце оперы.

Рахманинов в письме к Слонову

Мефистофель

Образ демона Мефистофеля стал одной из визитных карточек Федора Шаляпина. Впервые эту роль в опере «Фауст» Гуно он исполнил в 1893 году в Грузии, далее пел в Большом театре, неизменно срывая шквал оваций. Образ Шаляпина, отказавшегося от привычных дьявольских костюмов и поз и очаровывающего публику необыкновенной страстью и энергий, стал культовым – фотографии певца в образе Мефистофеля печатали на открытках.

Куплеты Мефистофеля из оперы «Фауст» Гуно

В итоге в 1900 году Шаляпин получил телеграмму из La Scala с предложением выступить в «Мефистофеле» Бойто, возобновление которого готовили в Милане. Взволнованный предложением Шаляпин запросил баснословный гонорар, надеясь на отказ, но получил согласие. В мартовской премьере 1901 года на сцену La Scala вместе с ним вышел Энрико Карузо, но итальянская публика утопила в овациях русского баса:

В аплодисментах утонуло пение хоров, могучие аккорды оркестра. Публика ничего не хотела знать. Пришлось — нечто небывалое — прервать пролог. Мефистофель из облаков вышел на авансцену раскланиваться и долго стоял, вероятно, взволнованный, потрясенный. Публика его не отпускала.

Из воспоминаний В. Дорошевича

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку