Как говорил Вольтер: «Ничего прекраснее, чем плафоны Версаля, никогда не создавала рука человека». Богатый декор памятника включает в себя мраморные панели, резные и позолоченные деревянные двери и дверные проемы, но особенно славятся его арочные потолки, украшенные лепниной и картинами лучших художников Королевской академии (Шарль де Ла Фосс, Жан Жувене, Жан-Батист де ла Фосс и др.).
Великие художники Франции вслед за Тьеполо творили в Версале в технике «тромп ей» — «обманутый глаз». Оптические эффекты и зрительные иллюзии: откройте глаза, вы попадете в ловушку!
Салон Геркулеса, где потолок изображает открытое пространство, куда Геркулес открывает вход в Олимп — это аллегорическое величие правления монарха Людовика XIV кисти великого Франсуа Лемуана. Это самый большой потолок, расписанный холстом, в Европе, и самый прекрасный. Создавший это чудо художник стяжал славу, величие и принял смерть от своего чада, подчеркивая красоту дворца, где более 400 залов и помещений и почти 100 фонтанов.
Зал был полностью завершен в эпоху внука Людовика XIV Людовика XV. Открытие было приурочено к свадьбе старшей дочери короля — Марии-Луизы. Все присутствующие говорили только о потрясающей живописи.
Художник в живописной группе под названием «Апофеоз Геракла», по словам того же Вольтера, реализовался как автор величайшего произведения, не имеющего аналогов, и это стоило ему жизни. Через три месяца после открытия живописец покончил с собой, нанеся себе 9 ран мечом. До этого за несколько месяцев скончалась его жена — единственная поддержка в жизни.
Парки Версаля уникальны. 4 тысячи скульптурных изображений наполняют их просторы. Это основа, толчок для того чтобы Пётр Первый по возвращении в Россию подхватил эстафету французских монархов и стал основателем дворцовой архитектуры дворцового типа и грандиозной истории ландшафтных парков.
Король сначала великого Робера Ле Котта, а затем и Лемуана — художников, творивших в Версале, сделал «королевскими художниками», что являлось высочайшим титулом в чиновническом списке высших должностных лиц империи. Лемуан помимо титула был награжден огромной суммой 1000 франков. По тем временам, это астрономическое богатство, но современники говорили, что она послужила одной из причин его самоубийства — живописец потратил 27 тысяч франков на ультрамарин, который придал необыкновенный прозрачный фон, позволявший применить метод «тромп ей» — открытое пространство, уходящее в большой масштаб.
История плафонов Версаля не заканчивается Салоном Геркулеса, но плафон был последним, что создавалось при жизни Людовика XIV.
Практически все знаменитые залы Версаля имеют королевские потолки, что создаёт ещё одно возвеличивание французского монарха. Зал Авроры — богини рассвета, потрясает красотой, перспективой, лучезарными цветами и потрясающей аллегорической историей в живописи и изображением самой богини Авторы. Всё это вместе взятое настолько влияло на современников, что дож Венеции, например, потрясенный увиденным, присылал снова и снова свои шедевры, чтобы они висели в Версале.
В самих картинах авторы закладывали глубокую символику, камуфлируя секреты и тайны двора, а то и тайны мироздания.
Во Франции создана целая Школа анналов, где изучалась история не только Франции и европейской цивилизации, но и история выдающихся монархов Франциска I, Людовика XIV, Наполеона, которые пользовались собственной секретной символикой, благодаря которой авторы передавали послания будущим поколениям, содержащих самые величественные по замыслу идеи.
Например, Людовик XIV, обуреваемый идеей всемирного могущества, на протяжении всего своего правления вёл европейские войны. В эпоху этого короля Франция занимала выдающиеся позиции, согласно которым он в конце концов назвал себя Королем-Солнце. Под стать этой идеологемме он и создал Версаль как дворец солнца, который должен был излучать солнечные протуберанцы и влиять на мир красотой и величием.
Людовик XIV, правящий более 60 лет, создал целую систему символов в архитектуре и культуре, которые должны были выражать сокровенную и значительную для него идею величия Франции… пока на троне этот король и его потомки.
Например, в плафоне Салона Геркулеса, где бог отворяет ворота Олимпа для самого выдающегося человека Земли (конечно, короля), он это делает согласно законам эпохи Людовика XIV. Монарх — один-единственный делает всё правильно, хорошо, надежно, поскольку благодаря этому он обеспечивает вечное процветание Франции и всей Европы. Это и олицетворял путь в Олимп.
Интерес к плафонам Версаля не случаен сегодня. Историки полагают, что символические знания о нашем сегодня и завтра закладывались в эпоху Людовика XIV и в немалой степени в эпоху Людовика XV.