19 декабря 2016 г. в Государственном музее изобразительных искусств (ГМИИ им. А.С. Пушкина) состоялось открытие выставки «Багатели», приуроченной к 150-летию со дня рождения русского художника-абстракциониста Василия Кандинского. Публике представлена живопись на стекле, акварели и рисунки, созданные живописцем в период 1915-1920 годов. Экспозиция включает более 50 работ Кандинского.
Живопись на стекле или техника подстекольной живописи «Hinterglasmalerei» – старинная техника стекольной живописи, разновидность баварского народного рисунка. Особенностью данной техники является сложность исполнения – художник пишет маслом на оборотной стороне стекла. При этом, для того чтобы картина воспринималась зрителем естественно, картина пишется в зеркальном отражении.
Старинную европейскую технику стекольной живописи «Hinterglasmalerei» мастер открыл для себя в Германии в начале 1910-х гг. С ней его познакомила подруга, немецкая художница Габриелла Мюнтер. В московский период творчества Кандинский создал около 27 работ в этой технике, в это же время им была написана серия абстрактных акварелей. В изображении сценок из повседневной жизни художником используются такие приемы, как декоративность и стилизация под средневековые сюжеты. Эту предметную графику мастер называл «багателями» (франц. Bagatelle – мелочь, пустяк).
Выставка включает три зала. В первом зале находятся миниатюры на стекле, здесь же представлена и часть работ из коллекции Владимира Спивакова. Во втором помещении экспонированы абстрактные акварели. Уголок картин Кандинского, посвященных супруге Нине Кандинской, располагается в третьем зале, здесь же находятся и её талантливые работы. Место выставки — Государственный музей изобразительных искусств – выбрано не случайно, ведь именно здесь Василий Кандинский впервые встретился со своей будущей женой.
Экспозиция включает работы Кандинского, находящиеся в разных музеях и частных коллекциях. Так, Государственный Русский музей предоставил работы В. Кандинского «Амазонка с голубыми львами» (1918), «Амазонка в горах» (1918), а Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых предоставил картины «Беспредметная композиция» (1915), «Эскиз композиции “Красное с черным”» (1915) и др.
Культурно-политический журнал «Э Вести» попросил прокомментировать выставку крупнейшего специалиста по творчеству В. Кандинского, заведующую Отделом личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина Наталию Борисовну Автономову.
ЭВ: Наталия Борисовна, скажите, пожалуйста, насколько Кандинский актуален сегодня?
Наталия Автономова: Это всемирно известный и очень значимый художник, первооткрыватель абстрактного направления. В России он стал классиком. Было время, когда, в силу идеологических моментов, он считался достаточно сложным для восприятия художником. Тогда он был не вполне воспринимаемым, и нечасто его работы демонстрировались публике. В данный момент это признанный классик, поскольку школа авангарда на сегодня уже сложилась.
ЭВ: Творчество В. Кандинского понимали в других странах?
Наталия Автономова: Он имеет огромный авторитет в Германии. Не было случайностью, когда он в 1921 году получил приглашение от Вальтера Гропиуса преподавать в Баухаус. Его вызвал на беседу Карл Радек и посоветовал обязательно принять это приглашение. Он был послан в Германию как представитель нового государства для налаживания связей с Германией.
ЭВ: Сохраняется ли сегодня его актуальность как художника?
Наталия Автономова: Да, конечно. Все американское послевоенное абстрактное искусство базируется на произведениях Кандинского. Эта техника сейчас очень актуальна, и очень многие обращаются к ней. В этой технике интересен эффект свечения, который возникает при преломлении света в стеклянной основе.
ЭВ: Насколько его «стеклянные» работы своеобразны, и несут ли они в себе что-то русское?
Наталия Автономова: Это единые образы, которые привлекали внимание художников и в Германии, и в России. Но стиль модерн имеет свои национальные особенности в каждой стране, поэтому они все равно несут в себе некое русское новшество. При этом важнее, что работы, созданные в 1903 году и картины, созданные 1917 году, — безусловно, отличаются. Есть вещи, которые написаны им в ранние годы творчества в Германии, есть прекрасная стена в Ленбаххаусе, где выставлены его работы на религиозные темы. Образы одни и те же, но уже трансформированные. То есть, когда Кандинский прошел абстрактную стадию, он стал более свободен, т.к. он поднялся на более высокий уровень с точки зрения профессионализма.
ЭВ: Василий Кандинский был католиком или православным, по его увлечениям можно предположить и то, и другое?
Наталия Автономова: Конечно, здесь соприкасаются религия и культура. Во всяком случае, он был человеком православным и Святой Георгий имел для него духовное символическое значение. Кроме того, в том зале, где представлены работы Нины, есть вазочка с цветочком, где на оборотной стороне написано: «Милому Васику в день его именин. 15 июля 1918 года». Это день Василия.
ЭВ: Много ли осталось наследия Кандинского в России?
Наталия Автономова: В России представлено много вещей В. Кандинского. Будучи председателем Государственной закупочной комиссии (Прим. ред. — Музейного бюро Отдела ИЗО) по созданию музея современного искусства в 1918-1920 гг., он закупал в том числе и свои произведения, и музеи открывались по всей России. Произведения посылались в российские города с целью создания музеев современного искусства. Там были не только работы Кандинского, но и картины других авангардистов, очень интересная концепция. В 1989 г. была организована его первая выставка в России, и мы собирали картины со всей страны.
Выставка будет работать с 20 декабря 2016 г. по 2 февраля 2017 г.
Источники: ГМИИ им. А.С. Пушкина