24 ноября 2016 года в Итальянском дворике ГМИИ им. А. С. Пушкина состоялась торжественная передача памятников искусства, найденных в Зарагижском некрополе Кабардино-Балкарской Республики. Собрание уникальных старинных предметов положит начало музейной коллекции предметов искусства Северного Кавказа и в рамках перестройки музея планируется организовать их постоянную экспозицию, которую можно будет увидеть примерно через год.
В коллекцию ГМИИ им. А. С. Пушкина передается более 1 700 предметов полихромного стиля I пол. III в. — VI в., найденных при раскопке некрополя, и еще около 3 000 экспонатов было передано Институтом Археологии Кавказа в местный музей Кабардино-Балкарии.
Полихромный стиль — особый стиль в декоративно-прикладном искусстве кочевников Евразии в гунно-сарматскую эпоху, при которой золотые и серебряные украшения дополнялись вставками из цветных камней. Этот стиль был максимально распространен в IV–V веках, но к VII–VIII векам постепенно исчез.
В Зарагижском некрополе — по оценкам археологов, одном из крупнейших в мире — было исследовано 453 комплекса (7 подкурганных и 397 катакомб без наземных признаков, 21 подбой и 8 погребений), и на этом раскопки не закончены. При исследовании была обнаружена домашняя утварь, в том числе глиняные и даже стеклянные сосуды, оружие, украшения, инкрустированные полудрагоценными камнями. Перед передачей над находками колоссальную работу провели реставраторы, по фотографиям, которые были показаны на мероприятии, видно, что некоторые произведения искусства пришлось воссоздавать буквально по крупицам.
Эти находки имеют колоссальную культурную, научную и историческую ценность. Как сказал Бияслан Атабиев — директор Института Археологии Кавказа: «Зарагижский некрополь, являющийся частью Урванского курганного могильника, это свидетельство о возникновении и развитии третьего очага мировой цивилизации, который находится на территории Российской Федерации. Мы получили уникальный материал, который позволит проследить эволюцию погребального обряда, эволюцию смены поколений внутри одной родовой общины, эволюцию возможной смены одного населения другим. Самое главное, на примере этого некрополя, мы убедились, что мнение о том, что гунны в своем движении огнем и мечом все уничтожали и после них оставались только пожарища, это является глубоким заблуждением. Там нет стерильных прослоек, население не покинуло эти места, оно осталось там. И те коллекции, которые мы передали, они являются подтверждением этому».
Источник: ArtsMuseum