Тренд на сказочные оперы в России задала Екатерина II

Тренд на сказочные оперы в России задала Екатерина II

Императрица и Самодержица Всероссийская Екатерина II Алексеевна любила театр, развивала оперу и сама писала либретто для новых постановок. С её лёгкой руки русские оперы стали черпать вдохновение в фольклорных сказочных сюжетах.

Портрет Императрицы Екатерины II с аллегорическими фигурами Крепости и Истины. Иоганн Лампи старший, 1793.
Портрет Императрицы Екатерины II с аллегорическими фигурами Крепости и Истины. Иоганн Лампи старший, 1793.

Императрица Екатерина II оставила след не только на политическом поприще. Значительная часть ее деятельности была обращена к сфере культуры и искусства. Государыня оставила после себя богатое литературное наследие: переписку, переводы, басни, комедии, сказки, эссе. Она – автор либретто к пяти русским операм последней трети XVIII века, четыре из которых созданы на основе русских сказок и легенд.

Я не могу видеть чистого пера без того, чтобы не испытывать желания немедленно окунуть его в чернила.

Из мемуаров Екатерины II

Музыкальный театр вошел в сферу пристального интереса Екатерины во второй половине 1780-х годов, когда был открыт Эрмитажный театр. Императрица любила театральные представления, не жалела средств на содержание театра при дворе и стремилась вывести театральный Петербург на один уровень с европейскими столицами. Театр был не просто досугом и отдушиной Екатерины – он был ее общественно-политическим компасом и культурным барометром.

Сюита из оперы «Февей», композитор Владимир Пашкевич, в исполнении Камерного ансамбля Владимирской филармонии (1983).

Свой литературный дар Екатерина реализовала в самом популярном жанре музыкального театра своего времени – в комической опере. Первыми образцами этого жанра стали «Анюта» М. Попова и «Мельник – колдун, обманщик и сват» А. Облесимова на музыку М. Соколовского. Последний на долгие десятилетия закрепил за собой статус «хита» театральных подмостков страны.

Екатерина написала либретто для пяти комических опер, прочно обосновав свое тяготение к стилистике народной сказки и древнерусского эпоса. Четыре из пяти опер имеют именно сказочную основу. Опера «Новгородский богатырь Боеславич» (премьера в ноябре 1786)  родилась по мотивам былин. Музыку к ней написал «русский Моцарт» Евстигней Фомин, обучавшийся музыкальному искусству в Италии. Сюжет «Храброго и смелого витязя Ахридеича» решен по канонам типичной волшебной сказки. Сюжеты опер «Февей» с музыкой Василия Пашкевича (премьера в апреле 1786 года) и «Горе-богатырь Косометович» (премьера 1789) с музыкой испанского композитора Висенте Мартино-и-Солера Екатерина придумала сама, сохранив свою приверженность народному эпосу.

Дуэт Горе-богатыря и Гремилы из оперы «Горе-богатырь Косометович», спектакль Эрмитажного театра Санкт-Петербурга, 2015.

Сюжетную линию для оперы «Горе-богатырь Косометович» Екатерине предложил граф Орлов. Прототипом стал незадачливый кузен Екатерины король Швеции Густав III. Опера имела потрясающий успех, но дальновидная Екатерина предвидела возможный политический скандал.

Не выступать в городском театре в присутствии иностранных министров.

Екатерина II в первом издании либретто оперы «Горе-богатырь Косометович»

 «Начальное управление Олега»

Грандиозным проектом Екатерины II стал пятиактный спектакль «Начальное управление Олега» с подзаголовком «Подражание Шакеспиру без сохранения феатральных обыкновенных правил» (сохранена авторская орфография). Историко-патриотический замысел был реализован под чутким управлением Императрицы. Она создала либретто, включив в него слова русских народных песен, стихов Михайло Ломоносова и собственные переводы «Альцесты» Еврипида.

Сцена из спектакля
Сцена из спектакля

Музыку для представления должен был написать итальянский композитор Доменико Чимароза – один из ведущих оперных мастеров того времени. Но его первые эскизы не удовлетворили Екатерину. В итоге к работе привлекли скрипача Придворного театра, композитора Карла Каннобио, капельмейстера Джузеппе Сарти, тесно связанного с Петербургом более 20 лет, и русского композитора Владимира Пашкевича. Музыкальная часть спектакля включила мелодии русских народных песен «Камаринская», «Заинька, попляши» и «Что пониже было города Саратова». Один и хоров Пашкевича на оду Ломоносова «Царей и царств земных отрада», созданную ко дню восшествия на престол Императрицы Елизаветы, стал особенно популярным «протокольным» номером, который регулярно исполняли в дни крупных государственных событий.

Премьера «Начального управления Олега» прошла 22 октября 1790 года в Эрмитажном театре. Представление было показано шесть раз и получило множество хвалебных откликов. В 1791 году в Петербурге была издана партитура спектакля с иллюстрациями.

Партитура «Начального управления Олега» 1791 года. Фото – Российская национальная библиотека.
Партитура «Начального управления Олега» 1791 года. Фото – Российская национальная библиотека.

Екатерина II первой наметила пути развития русской оперы, выбрав в качестве фундамента русский эпос, сказку и исторические события. По сути, именно Самодержица Всероссийская за более чем полвека предрекла русской земле появление «Ивана Сусанина» и «Руслана и Людмилы», «Бориса Годунова» и «Снегурочки», «Хованщины» и «Садко».

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку